Консалтинговый бизнес в Беларуси: конкуренция усиливается?

  4739   1

Мировая практика показывает, что любой из бизнесов достигает наивысших результатов лишь в том случае, если планированием и реализацией проектов занимаются профессиональные компании. Востребованы ли консалтинговые услуги профессионалов на белорусском рынке недвижимости? Какие международные и отечественные компании работают в Беларуси? Каковы перспективы развития консалтингового бизнеса в республике?

Поиском ответов на эти и другие вопросы занималась журналист портала Realt.by.

Зачем нужны консалтинговые компании в сфере недвижимости

Одна из самых востребованных услуг консалтинговых компаний — разработка концепции объекта недвижимости. Первая ассоциация, которая возникает при этом у стороннего человека, что речь идет о креативной идее: маркетинговой, архитектурной или имиджевой. Между тем, как создание концепции — работа хоть и творческая, но основанная на серьезных исследованиях рынка и финансовых расчетах. Проект должен в результате оказаться наиболее экономически эффективен и конкурентоспособен. Для этого консультант проводит масштабные маркетинговые исследования и делает финансовый анализ проекта, в результате которого дает рекомендации по различным характеристикам объекта для рассматриваемого участка.

Также заказчики обращаются к консультантам, если им необходимо провести анализ наиболее эффективного использования участка, дать оценку инвестиционной привлекательности проекта, сделать исследование рынка и т. д.

Как известно, до 2008 года был бум проектов в девелопменте. Цены обнадеживающе росли, и раскупалось буквально все — пусть не для собственного проживания или бизнеса, но в инвестиционных целях. В тот же период на рынок вышло много новых застройщиков, часто без опыта успешной реализации проектов в отрасли.

Конечно, перед началом строительства производилась оценка проектов, но зачастую показатели в прогнозах либо брались слишком оптимистичными, либо разработке маркетинговой концепции вообще не уделялось достаточного внимания. В результате мы помним, что в кризис некоторые объекты продавались с огромным дисконтом. И виной тому были не только перебои с банковским финансированием, но и отсутствие спроса. Когда покупательский ажиотаж спал, то оказалось, что многие проекты не выдерживают никакой конкуренции.

Таким образом, рынок сам расставил все на свои места и показал, что услуги профессиональных консультантов — это не модная блажь и не громкое имя на проекте для того, чтобы получить банковское финансирование, а безусловная необходимость.

Консалтинговые компании — на мировой арене

Последние 12 лет Lipsey Company составляет рейтинг международных компаний, наиболее успешно работающих в разных секторах коммерческой недвижимости (консалтинговые, инвестиционные компании, банки и др.).

По итогам 2012 года первое место в данном рейтинге заняла компания CB Richard Ellis, которая ежегодно совершает более тысячи сделок в разных секторах экономики. Услуги предоставляются собственникам, арендаторам, инвесторам офисной, торговой, промышленной и жилой недвижимости. Компания имеет порядка 300 офисов по всему миру — в Америке, Европе, Среднем Востоке, Африке, Тихоокеанском регионе Азии.

Второе место в рейтинге разделили компании Jones Lang LaSalle и Colliers International.

Профессионалы компании Colliers International работают в 522 офисах и предоставляют услуги инвесторам, собственникам недвижимости, арендаторам и девелоперам в 62 странах Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии, Центральной и Южной Америки, США, Канады и Австралии.

Третье место в рейтинге заняла компания Cushman & Wakefield. Компания имеет 231 офис в 58 странах мира и работает в разных сегментах рынка.

Надо сказать, что в настоящее время консалтинговые услуги международных компаний широко востребованы в России (работает более 20 компаний), Украине, странах Балтии. Например, в Украине одними из первых открыли свои офисы такие международные компании, как Colliers International и DTZ и более 12 лет были единственными международными консультантами в этой стране.

Colliers International — первый известнейший международный бренд на рынке недвижимости Беларуси

В 2007 году в ответ на ожидания клиентов компания Colliers International открыла свой офис в Минске. Свою работу начинала с брокериджа. В настоящее время Colliers International в Беларуси практически не имеет конкурентов. Это подтверждается высоким спросом на услуги компании. Сегодня это единственная компания, которая предлагает на рынке полный спектр услуг — исследование рынка, разработка концепций развития проектов, анализ осуществимости проектов, управление проектами, управление собственностью, оценка коммерческой недвижимости, брокерские услуги, разработка бизнес-планов, инвестиционный консалтинг, маркетинг и связь с общественностью.

Специалисты компании принимали непосредственное участие в разработке и сопровождение таких значимых инвестиционных проектов, как ТРЦ «Galileo», ТЦ ALL, бизнес-центров — «А-100», на ул. Интерациональной (velcom), «Rubin Plaza», «Аливария», «Стела», «Александров Пассаж», «Silver Tower» и других.

Согласно оценкам центрально-европейского офиса в Лондоне белорусский офис Colliers International по оборотам отстает от российского, польского, украинского офисов, которые имеют большие доходы от инвестиционных сделок. В то же время, белорусский офис опережает офисы компании в Македонии, Сербии, Хорватии, Литвы, Эстонии и входит в десятку офисов центрально-европейского офиса (всего в нем 22 офиса).

Много лет успешно работает на белорусском рынке недвижимости и группа компаний «Твоя столица». Специалисты компании оказывают услуги физическим и юридическим лицам, девелоперам, финансовым институтам, крупным государственным корпорациям и компаниям малого и среднего бизнеса.

С 2008 года компания работает в партнерстве с крупной международной компанией Cushman & Wakefield. Это позволило ей представлять проекты на глобальном уровне и привлекать к их реализации специалистов мирового класса.

Совместно с Cushman & Wakefield компания «Твоя столица» участвовала в разработке концепции многофункционального комплекса «Каскад», давала рекомендации по торговой и офисной составляющим проекта «Магнит Минска», занималась брокериджем бизнес-центра «Клевер парк» и т. д.

В 2012 году о своем приходе на рынок заявила и белорусская компания «ЦентрМарт». Сегодня специалисты компании предоставляют свои услуги в сфере жилой недвижимости. В перспективе специалисты компании предполагают заниматься и консалтингом в сфере коммерческой недвижимости.

В начале марта 2013 года на белорусский рынок недвижимости вышла крупная консалтинговая компания DTZ. Интересы DTZ в республике будет представлять компания «EnterInvest», с которой было подписано соответствующее партнерское соглашение.

Дать оценку рынка консалтинговых услуг в Беларуси, а также ответить на вопрос, вырастет ли конкуренция в сфере консалтинга в связи с приходом на рынок еще одной международной компании «DTZ» мы попросили специалистов рынка.

Андрей Алешкин, партнер компании Colliers International, директор ООО «Коллиерз Интернешнл»:

— В Беларуси рынок консалтинговых услуг достаточно узкий. Европейские компании уже давно пришли к пониманию, что разработкой концепции проектов должны заниматься профессионалы. Они обращаются в известные международные компании и тратят на эти цели большие деньги.

В Беларуси такая практика приживалась с большим трудом, потому что каждая компания на начальной стадии реализации проекта хотела сэкономить деньги. Не было понимания того, во что может вылиться допущенная при разработке концепции и проектировании объекта ошибка. Поэтому мы всегда говорим свои клиентам, что лучше потратить, к примеру, 100 тыс. евро на начальной стадии реализации проекта, чем потом вкладывать 100 млн евро реализацию проекта и его переделывание проекта.

Тем не менее, за годы работы на белорусском рынке недвижимости мы сформировали оптимальную команду, которая способна решать многие задачи. Нас знают, да и не только нас. Знают консалтинговую услугу как таковую. Хотя еще лет 7 назад девелоперские компании практически не пользовались услугами консультантов. Сейчас практически каждый девелопер, реализующий свой коммерческий проект, обращается за услугами в нашу компанию.

Международная компания сильна и тем, что она имеет свой рекламный слоган. Ведь ряд иностранных компаний, приходя в страну, должны пользоваться услугами только международных компаний. Поскольку кроме нас таковых на белорусском рынке нет, то они обращаются к нам. Со своей стороны мы знаем запросы иностранных компаний. Ежегодно мы оказываем различные услуги примерно по 100−120 проектам. Кроме Минска работали в Гомеле, Витебске, Бресте. Но мы не ставим перед собой цели охватить весь рынок.

Боимся ли мы конкуренции? Думаю, нет, не боимся. Сегодня на белорусском рынке не работает ни одна из международных компаний, входящая в четверку рейтинга Lipsey Company. Поэтому они не могут составить нам конкуренцию. Что касается компании DTZ, которая вышла на белорусский рынок, то пока непонятно, как она будет работать и сможет ли составить нам конкуренцию. А вот из отечественных компаний, работающих на рынке, конкуренцию нам может составить лишь компания «Твоя столица».

А вообще, мы нацелены на конкуренцию. Все вместе мы будем развивать рынок консалтинговых услуг, улучшать качество услуги. Тогда в Минске будет появляться все больше таких прекрасных проектов, как, например, «Галилео», «Замок», «Грин-Сити», «Галерея Минск», «Silver Tower», появятся инвестиционные сделки, придут большие крупные компании. Поэтому конкуренция идет во благо рынку недвижимости.

Рынок недвижимости будет развиваться и дальше. Поэтому работы хватит всем. Конкуренция позволяет жить в тонусе. Потому что если не ставишь цели быть первым, то, как и в спорте, никогда не станешь чемпионом.

Олег Андреев, руководитель департамента инвестиционного банкинга EnterInvest — партнера DTZ в Беларуси:

— Изначально наша компания была и остается сфокусирована на сделках слияния и поглощения, а также на вопросах долгового финансирования. Так сложилось, что на протяжении ряда лет сфера коммерческой недвижимости Беларуси генерировала значительный поток проектов для EnterInvest. Это касается как управленческого консалтинга, так и инвестиционного банкинга. В процессе финансирования ряда сделок мы в тот момент, еще не обладая соответствующими компетенциями, столкнулись с непроработанностью концепций проектов, неверно выбранными стратегиями и пр. В итоге, стало понятно, что на рынке по-прежнему существует огромная ниша, которую можно успешно заполнять качественными и востребованными услугами.

В ходе реализации отдельных сделок мы привлекали партнеров, как из-за рубежа, так и внутри страны. Однако данный процесс не носил системного характера. Поэтому мы были очень рады возможности начать сотрудничество с таким крупным международным игроком, как DTZ.

В процессе переговоров выяснилось, что наши компании имеют много точек соприкосновения, и сотрудничество может выходить далеко за пределы белорусского рынка.

Без лишней скромности могу сказать, что на данном этапе набор компетенций компании EnterInvest уникален для белорусского рынка. Мы научились успешно сочетать опыт в сфере управленческого консалтинга с опытом корпоративного финансирования. И именно в сфере коммерческой недвижимости данный потенциал может быть реализован быстро и в полной мере. Особенно при наличии такого серьезного партнера, как DTZ.

Поскольку EnterInvest — инвестиционная компания, то основная наша цель — это привлечение для клиентов финансовых ресурсов как из-за рубежа, так и внутри страны. Мы работаем как с долговыми инструментами, так и с прямыми инвестициями в капитал. По опыту работы скажу, что в Беларуси только единичные девелоперы строят объекты за счет собственных средств, поэтому заинтересованность финансировании проектов просто огромная. Другой вопрос, что не все могут привлечь необходимые ресурсы. Для адекватной окупаемости проектов в сфере коммерческой недвижимости необходимы длинные и дешевые ресурсы. На сегодняшний день их можно получить только от иностранных банков. Наша компания, благодаря обширной сети партнерских контактов, имеет возможность привлекать такие средства.

Еще одним уникальным продуктом для белорусского рынка может стать управление недвижимостью. Эта ниша также практически никем не занята.

При работе в данном направлении, безусловно, потенциально интересным является сектор государственной недвижимости и объектов, которые не используются (или неэффективно используются) государственными предприятиями и учреждениями. Очевидно, что многими объектами нужно просто грамотно управлять либо перепрофилировать их. Однако, существует одна, но очень существенная проблема — государство не готово оплачивать такого рода услуги, несмотря на очевидную выгоду.

В остальном наши продукты будут включать стандартный для рынка перечень услуг: исследования рынков, разработка концепций, независимая рыночная оценка и пр.

А вообще, стратегическая задача нашего сотрудничества — это комплексное сопровождение застройщиков или девелоперов на всех стадиях строительства, начиная от изучения рынков и заканчивая финансированием строительства.

Еще одно направление совместной деятельности — привлечение белорусских инвесторов на прибалтийский рынок недвижимости. Страны Балтии интересны для белорусов тем, что это страны-соседки, но члены ЕС со всеми вытекающими последствиями. По нашим данным, в Беларуси достаточное количество желающих приобрести недвижимость в странах ЕС.

Вступая в партнерство с DTZ для работы на белорусском рынке, мы не ставили перед собой цели усложнить кому-то жизнь. Рынок Беларуси обладает достаточным потенциалом роста, и места «под солнцем» хватит всем. Мы видим свою нишу на рынке и уверены, что многие задачи можем решать быстрее и качественнее. В результате здоровой конкуренции всегда выигрывает потребитель.

Татьяна Недерева-Архипец, руководитель компании «Центр-Март»:

— Услуги консультантов на рынке недвижимости, особенно в жилом сегменте, пока мало востребованы на рынке. Если же говорить о рынке коммерческой недвижимости, то последние годы развития рынка показали, что цена ошибки при проектировании и разработке концепции объекта коммерческой недвижимости может быть серьезной.

Рынок недвижимости развивается. Приход на рынок международных компаний позволяет говорить о том, что рынок коммерческой недвижимости имеет хорошие перспективы, и консалтинговая услуга становится все более востребованной. Появление на рынке новых международных консультантов предвещает и то, что на рынок придут международные операторы. Серьезная конкуренция на рынке коммерческой недвижимости сделает услуги консультантов более востребованными.

Читать: