Почему не покупают новостройки
1237 15После бурного роста цен на минские новостройки, который наблюдался на протяжении всего текущего года, в сентябре покупатели стали уходить с рынка. А сегодня большинство потребителей вообще перестали думать о покупке недвижимости. Почему? Что изменилось в их психологии? И при каких условиях они смогут вернуться на рынок?
Эти и другие вопросы журналист портала Realt.by обсудила с управляющим партнером группы компаний ViVa Invest Юрием Жарковым.
Кредитный голод перепутал все карты
Активизация спроса, которая наблюдалась на рынке новостроек в течение этого года, была связана не только с доступными кредитами, предоставляемыми на строительство жилья, считает Юрий Жарков. Начало 2013 года не принесло никаких серьезных экономических потрясений, которые традиционно в это время ожидает большая часть экономически активного населения страны. Поэтому те потенциальные покупатели, которые находились в состоянии неопределенности, не получив подтверждения своим опасениям в реальности, начали совершать сделки. На фоне этого застройщики решили наверстать упущенное за два предшествующих кризисных года и стали поступательно повышать цены. Таким образом, наблюдаемый в первой половине 2013 года всплеск спроса, спровоцировал новый виток цен.
Однако начиная с августа кредитование жилья шаг за шагом стало сокращаться, а затем и вовсе прекратилось. Так наступил кредитный голод, который ограничил покупательскую способность и отчасти привел к снижению спроса.
Самая большая проблема — изменения в психологии потребителя
Вторым фактором, обусловившим снижение спроса, послужили потребительские ожидания экономических потрясений в стране. «Не надо быть дипломированным экономистом или большим ученым, чтобы заметить, что информационное пространство насыщено сообщениями, свидетельствующими о наличии в экономике страны определенной нестабильности и дисбаланса», — говорит Юрий Жарков.
Фактор, который позволил потребителям в начале этого года вернуться на рынок, в текущем периоде их, наоборот, сдерживает. Незнание того, какие меры государство предпримет завтра в целях улучшения экономической ситуации, не позволяет потребителям спланировать решение жилищного вопроса. «Поэтому сегодня население воздерживается от операций, связанных с изменением формы ликвидного актива, а именно — денежных средств. В рамках проводимой Национальным банком политики „дорогих денег“, наибольшую популярность приобрели краткосрочные рублевые депозиты как форма сбережения и накопления денежных средств. Мысль о покупке квартиры в таких условиях уступает пальму первенства инстинкту финансового самосохранения, который еще летом генерировал повышенный спрос. „Достучаться“ до потребителя и побудить к активным покупкам сейчас весьма затруднительно», — уточняет Юрий Жарков.
Таким образом, резюмирует специалист, главным образом потребительскую активность сдерживают отнюдь не цены. Поэтому даже если сегодня застройщики предложат существенные скидки, то очередь за подешевевшим товарным предложением вряд ли возникнет. Самая актуальная проблема первичного рынка заключена в измененной психологии потребителя. Главное, что объясняет бездействие покупателя — это неуверенность в завтрашнем дне.
Когда ситуация может измениться
Сегодня на рынке снова начинает формироваться отложенный спрос на товары длительного потребления, требующие от частных домохозяйств серьезных денежных вложений, говорит Юрий Жарков. И только после того, когда сложившаяся напряженность разрешится, можно ожидать какого-то серьезного оживления покупательской активности.
Безусловно, импульс для оживления рынка жилья могло бы дать и возобновление кредитования. «Если бы уже сегодня были предложены такие кредиты, какие были, к примеру, летом, активизация спроса не заставила бы себя долго ждать», — считает специалист.
Более того, благодаря или вопреки реформам строительной отрасли, возникают новые предпосылки для роста себестоимости строительства. Те новшества, которые планируют узаконить, наверняка приведут к росту цен. Львиная доля нововведений, таких как, например, страхование, призвана обезопасить стройку от множества рисков, в том числе риска возникновения долгостроя. Разумеется, именно потребитель оплатит все гарантии, ставшие на защиту его интересов.
Вместе с тем, не стоит забывать, что факт снижения темпов поступления денежных средств дольщиков в строительные проекты не повлек приостановку строительно-монтажных работ на объектах. А, следовательно, все возникающие в таких условиях трудности застройщики преодолевают своими силами и за свой счет, что неминуемо будет отражено в составе себестоимости квадратного метра после того, когда рынок восстановится в активной фазе. Поэтому стоит рассчитывать на то, что грядущее сезонное снижение цен закрепится на рынке лишь в период новогодних праздников.
В ближайшее же время рынок будет и дальше находиться в состоянии «неустойчивой стабильности», считает специалист.
- Бизнес центры 123 объявления
- Торговые центры 40 объявлений
- Продажа гаражи, машиноместа 628 объявлений
- Продажа офисы, нежилые помещения 2064 объявления
- Продажа магазины, торговые помещения 1720 объявлений
- Продажа рестораны, бары, кафе 153 объявления
- Продажа склады, производства 1002 объявления
- Продажа бизнес, сфера услуг 777 объявлений
- Аренда офиса, помещений 2232 объявления
- Аренда магазины, торговые помещения 1839 объявлений
- Аренда рестораны, бары, кафе 128 объявлений
- Аренда склады, производства 666 объявлений
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес 391 объявление
- Аренда гаража, машиномест 47 объявлений