В 1886 году иудеям принадлежало 65% всей недвижимости Гродно. Как город над Неманом стал колыбелью евреев
16837 2Количество евреев в Гродно всегда было значительным. Если представить его в процентном отношении, то на 1816 год еврейское население города составляло 85%, на 1859 г. — 53%, на 1887 г. — 68,7%, на 1898-й — 50%. В абсолютных числах картина выглядела так: в 1807 году в Гродно жили 2538 евреев, в 1848 г. — 8375, в 1897-м — 46.919. Поэтому нельзя упускать влияние Гродненской еврейской общины на развитие города. Вместе с директором АН «Магазин недвижимости» Владимиром Пыльским и с председателем совета Иудейской религиозной общины Гродно Борисом Максовичем Квятковским показываем и рассказываем: как, где и чем жили евреи в Гродно.
Как евреям привилегии даровали
Тысячу лет назад, в конце Х — начале ХІ века, на высокой горе, где впадает в Неман речка Городничанка, возникло небольшое славянское поселение. Так начиналась история Гродно. О времени поселения евреев в Гродно (как и в целом в Беларуси) имеются скупые сведения. Вероятно, о них как о постоянных жителях можно говорить с ХІ века, когда начались преследования в Чехии, Венгрии, затем в провинциях над Рейном, и когда волна еврейских изгнанников искала убежища.
— Я начинаю свои экскурсии вот с этого места, — рассказывает Борис Квятковский. — Здесь князь Витовт заложил большую крепость. До этого она была деревянной, и тевтоны, которые наступали с севера и запада, постоянно разрушали здесь все. Вот почему они сюда приходили? Просто на территории Польши начинала зарождаться государственность. И вот все земли нужно было объединить какой-то идеологией. И этой идеологией стала вера в Христа, которую нес тевтонский орден. Поэтому тевтонам и разрешили селиться на территории Польши.
Однако ордену выделили земли, где уже жили славянские пруссы. И вот тевтоны начали их активно изживать. Ну, а прусы, собственно, начали прятаться. Прятались они и на Гродненщине, что позволяло тевтонам нападать на эти земли.
— Этот деревянный замок, который был здесь, разрушили 46 раз за полтора столетия. То есть примерно раз в три года замок исчезал и отстраивался заново, — добавляет Борис Квятковский. — Остается непонятно только одно: раз тевтоны несли на польских землях свет о Христе, то почему не оседали на этой земле? Не строили храмы? Они просто набегали, грабили, рушили и забирали людей. Поговаривают, что руками именно людей из этих земель, которых забирали как рабов, построены крепости в Калининградской области, в части Латвии, Эстонии, где находился Тевтонский орден.
А в то время Витовта приглашали в гости на рыцарские турниры во многие княжества, замки, и он бывал во многих местах Европы. Князь понял, что в местах, где есть торговля, развиты ремесла, там и налогов собирается больше. В результате чего становится больше денег и для содержания армии. Ведь мощная армия — это не только люди. Им броня нужна на руки, на голову, на тело, на ноги, на лошадей, нужны мечи, копья, стрелы… А в наших землях железо-то не родится, нужно купить. Опять же деньги.
— Стал перед Витовтом следующий вопрос: как быстро развить торговлю в своем княжестве? Решил он пригласить на эти земли гонимых по всей Европе евреев, — рассказывает Борис Квятковский. — Первыми прибыли купцы. Глянули по сторонам и поняли — есть из чего делать деньги. Везде лес. Сделали они из этого леса плоты, туда погрузили мясо, шкуры диких животных, пушнину, мед, хлеб и поплыли по Неману в Прибалтику. А там уже была развита ганзейская торговля. Немцы. Они все продали и вернулись с деньгами к Витовту. Гродненский князь посмотрел и издал указ: евреям здесь селиться разрешено. Этот указ назывался «привилей» (привилегией — прим.ред) Витовта, и датируется 1 июля 1388 года.
Ясное дело, что местным жителям такой расклад дел не понравился. Приходит новый народ, и ему сразу же даруют привилегию. На евреев началась травля. Однако через год 18 июня 1389 г. гродненские евреи получают от Витовта жалованную грамоту, определяющую отношения евреев к остальному населению, «божница и кладбища освобождены от налогов».
— Только вот историки в 20-м веке изучили эту жалованную грамоту и признали ее сфальсифицированной, — делится Борис Квятковский. — Скорее всего, на подделку решились сами евреи. Христиане всячески препятствовали им в приобретении недвижимости, строительстве синагог и упрочении привилегий. Евреи, чтобы отстоять свои права, хотели опереться на авторитет великого князя и апеллировали к давности пребывания в городе.
Однако евреи выделялись в отдельную группу свободных людей и имели право самоуправления. В «привилее» определялись место поселения, кладбище, синагога, занятия евреев — ремесла, торговля, винокурение, им разрешалось вступать в поземельные отношения. С течением времени большое значение стало приобретать ростовщичество и домовладение.
«Привилей» разрешает евреям наравне с остальными мещанами Гродно (с условием уплаты в казну соответствующей подати) заниматься торговлей и ремеслами, производить кредитные операции, готовить и продавать различные напитки, торговать мясом, пользоваться пахотными землями и сенокосами. До 1495 года Гродно был одним из пяти городов Великого княжества Литовского (наряду с Брестом, Луцком, Троками и Владимиром-Волынским) с оседлым еврейским населением.
— Вот эта площадка была отдана евреям для поселения, в устье реки Городненчанки. Это место называется «Юрисдика» — юридически закрепленное место для поселения евреев, — рассказывает Борис Квятковский. — Здесь была улица узкая, кривая, к ней спускалась мокрая, жабья, низкая и так далее. Речка тогда была полноводной, тогда и форель здесь водилась.
— Кстати, мы продаем комплекс из двух домов, гаража и бани, можно сказать, на берегу этой речки в центре города, — добавил Владимир Пыльский.
«С Богом евреи всегда могут договориться»
В первой половине 1495 г., согласно декрету великого князя Александра, «жидову из Литвы выбити», городенские евреи изгоняются из ВКЛ. Городенские городские палацы евреев передаются христианам. В 1503 году, когда Александр, уже будучи королем Польши, осознал, что не сможет обойтись без еврейских кредитов, он «сменил гнев на милость» и дозволил евреям вернуться, приказав вернуть отнятое у них имущество (при этом евреям пришлось уплатить новым владельцам деньги, истраченные теми на «челобитные» и на хозяйственное развитие недвижимости).
— Гродненская община практически сразу стала одной из самых влиятельных и богатых в регионе. Не случайно в 1540 году 17% всех государственных податей, собираемых королевой Боной Сфорца с Гродно, приходилось на долю евреев, — делится Борис Квятковский. — Некоторые местные евреи пользовались особым покровительством королевы, например, Игуду Богдановича она называет «купцом королевской милости», а Рубина Шломовича и Рубина Докторовича «служебниками ее королевской милости». Евреи Гродно имели право обращаться к суду самой королевы.
В 1617 году евреев Гродно постигло несчастье: сильнейший пожар уничтожил весь центр города. Без крыши над головой остались сотни людей, в огне погибла древняя деревянная синагога. Через два года местный кагал добился у короля Владислава IV позволения выстроить на старых участках новый еврейский квартал, а в центре него, недалеко от замка, возвести каменную синагогу. Монарх справедливо заметил: «В городе Гродно показалось нам полезным, чтобы как улицы парадные, построенные для украшения города, так и улица Жидовская, которая лежит посреди Замковой, безопасны от огня были, от чего и безопасность замка, и дворцов наших гродненских зависит, чтобы была тщательно украшена и построена укрепленною». Однако король поставил условия: синагога не могла возвышаться над домами, евреи не должны были приобретать новые земельные участки. Вести строительство было разрешено исключительно на пепелищах.
— Накануне гродненские евреи пригласили сюда такого знакового знаменитого раввина Мордухая Яффе. И он сподвиг местных евреев к строительству каменной синагоги. Ведь в королевском городе должна быть королевская синагога, — рассказывает Борис Квятковский. — И вот приглашают сюда знаменитого итальянского архитектора Санти Гуччи. Он приезжает с сотоварищем, и закладывают тут вот эту красавицу. И все гости Гродно смотрят на нашу синагогу и восхищаются — какая она красивая, даже в Израиле такой нет. Только вот почему она не так расположена? Ведь где Иерусалим? Юго-Восток! А почему она вас в другую сторону смотрит? Так и есть. Я думаю, что амбиции евреев взыграли настолько, что они не рассчитали проект под площадку. Если бы сделали все, как хотели, то вход бы в синагогу висел над обрывом. Но, как говорится, евреи всегда могут договориться с Богом.
— Борис Максович имеет ввиду историю, описанную в книге Бытие, где Авраам, от которого произошел еврейский народ, «торгуется» с Богом. Кстати, эта книга — одна из моих любимых в Библии, и я ее сейчас изучаю, — пояснил Владимир Пыльский.
«Торг Авраама с Богом (комментарий к Быт. 18: 20−33)
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место».
Секретное разыскание
1775 г. Переход гродненцев в число подданных Российской империи ничего не изменил в правовом положении евреев. При проведении административной реформы евреи были включены в сословие купцов и получили доступ в органы сословного представительства. Это содействовало их включению в политическую жизнь. Первая книга, изданная на иврите в Литве, была отпечатана именно в Гродно в 1788 г.
Кстати, именно евреи открыли в Гродно одно из старейших предприятий города — шляпочную фабрику Михеля Янкелевича Бурды, это произошло в 1795 году. А уже в 1799-м в Гродно открыл типографию Борух Ромм.
В 1812 Русские войска генерала Ожаровского и авангард партизанского отряда Дениса Давыдова под руководством майора Чеченского освободили Гродно от австрийских войск посредством переговоров. Денис Давыдов, выступая на Рынке, заявил: «Я въехал в Гродно под жидовским балдахином…».
Заняв Гродно, Денис Давыдов передал всю власть в городе не полякам, а местному еврейскому кагалу. «Зная преданность евреев русским, — написал он в специальном обращении к жителям, — я избираю кагального в начальники высшей полиции и возлагаю на него ответственность за всякого рода беспорядки, могущие возникнуть в городе… Дело кагального — выбрать из евреев помощников для надзора как за полицией, так и за всеми польскими обывателями города…» «Все это, — вспоминал Давыдов в своих записках, — разрывало от досады поляков, принужденных… исполнять предписания жидовского кагала…»
В 1816 г. население Гродно составляло 9873 человека, из них 1451 — христиане, 8422 — иудеи, то есть 85,3% от всего населения.
— При этом христиане постоянно пытались задеть евреев и лишить их части прав и вольностей. А после передачи власти иудеям — тем более. И самый распространенный способ — обвинить евреев в религиозных убийствах и сообщить об этом наверх, — рассказывает Борис Квятковский. — Самая показательная ситуация — весной 1816 года за городом нашли мертвую девочку — «с шестью малыми знаками на поверхности тела». Врачи установили при проверке, что у девочки «кровь не источена», но вскоре разнесся слух, будто она «кончила жизнь от рук жидовских». Следственная комиссия занялась «секретным расследованием»: не употребляют ли евреи христианскую кровь, экспертом оказался бывший их единоверец — «выкрещенный в благочестивую веру унтер-офицер» Павел Савицкий. Он сообщил, что «кровь христианская точно нужна по еврейскому завету» и что в каждом кагале прежде хранилась особая бочка для умерщвления христианского ребенка. Результаты «секретного расследования» послали в Петербург, но обвинение оказалось нелепым и совершенно недоказательным, и из столицы повелели «секретное разыскание» прекратить, а взамен этого отыскивать настоящего «смертоубийцу». А вскоре Александр I распорядился, чтобы евреев перестали обвинять «в умерщвлении христианских детей без всяких улик, по единому предрассудку, что якобы они имеют нужду в христианской крови».
«Украшение в виде „зубчиков“»
Многие евреи становились перекупщиками: они брали товары оптом с государственных складов, а затем продавали их в розницу. Большинство торговало вразнос с лотков, однако немало было и таких, которые содержали лавки. Особенно много еврейских магазинчиков было в центре города, на Рынке. Документы сообщают, что в 1834 году гродненские евреи арендовали у магистрата 83 городские лавки.
В 1849 было открыто казенное еврейское училище, затем школа для девочек, приют. В 1852 г. начала работать государственная женская еврейская начальная одноклассная школа. На то время в Гродно насчитывалось 19 молитвенных домов (по 75−300 прихожан) и 1 синагога (500 прихожан). В 1862 г. здесь основали крупнейшее предприятие табачной отрасли в Беларуси — фабрику Иоселя Лейбовича Шерешевского и Файвеля Шебшелевича Руссото. Сейчас это знаменитая табачная фабрика «Неман».
— Я вам расскажу, как можно определить строение, которое принадлежало еврейской общине, — делится секретом Борис Квятковский. — Практически на всех еврейских постройках существует декоративное украшение в виде «зубчиков». Полоса с такими выступами обычно проходила между первым и вторым этажом либо под самой крышей. Если это было религиозное здание, то на нем должен быть символ в виде развернутой книги. Как на синагоге.
Правда, после Второй мировой войны многие здания, в том числе и те, которые принадлежали общине, были разрушены. Их восстанавливали советские рабочие, которые не особо хотели заморачиваться с «украшением». Поэтому в Гродно можно встретить дома, где часть с «зубчиками», а часть — без.
Во 2-й половине 19 века в Гродно общиной была открыта единственная общественная библиотека в городе. В 1873 году, в соответствии с очередным указом Правления, в Гродно начало работать начальное одноклассное еврейское училище, в котором в разные годы обучались от 94 до 110 мальчиков. Женскому образованию уделялось гораздо меньше внимания. Однако уже в 1886 г. численность еврейских начальных школ и хедеров достигала 45 с 869 учащимися.
— Евреи очень большое внимание уделяли и уделяют образованию. Наши мудрецы считали, что только грамотный может постичь Господа. Когда ребенку исполняется 3 года, ему впервые делают первый подстриг волос. Называется этот праздник Опшерниш, — рассказывает Борис Квятковский. — В этот день собираются все родственники, соседи, лучшие люди, делают ребенку подарки, хвалят его. А сам ребенок сидит среди комнаты с листиком, который намазан медом. На этом листике — алфавит. И вот он еще совсем не понимает, что там написано, но уже родители приучают, что учеба — это сладко. И вот только грамотность и взаимопомощь — два основных правила еврейской общины — и позволили еврейскому народу выжить, когда все народности-ровесники уже давно не существуют.
Гродно еврейский
В 1886 году 65% недвижимости в Гродно принадлежало евреям. Также им принадлежали 1165 предприятий (88% от общего числа), 103 из 129 зарегистрированных торговцев были евреями, 76% промышленности города было в руках евреев, и на евреев также приходится 70% мастеров. Евреи владели 95,3% всех пунктов по производству и продаже алкоголя в Гродно.
В 1887 году гродненским евреям принадлежали 88% коммерческих предприятий, 76% фабрик и мастерских в городе, более 65% недвижимого имущества. Их собственность оценивалась в 842 тыс. рублей при общей сумме городской собственности в 1 миллион 202 тысячи рублей.
В конце XIX века процентное соотношение еврейского населения к христианскому снизилось до 48,4%. По переписи 1897 г. евреев в купеческом сословии 409 человек, крестьян 61 человек, остальные — почти исключительно мещане. По занятиям на первом месте у евреев стоит изготовление одежды, коим занято всего (считая и членов семейств) 3563 человек, около 16,7% еврейского населения; торговлей продуктами сельского хозяйства — зерновыми и прочими — занято всего 2408; строительными работами всего — 1771 человек; занятых службой, домашними услугами и поденным промыслом было 206 мужчин и 692 женщины (вместе с семьями — 1320 ч.); обработкой дерева 1170 человек; извозом 1148 человек. Обработкой волокнистых веществ, столь развитой в соседнем Белостоке, в Гродно было занято всего 48 человек, вместе с семьями 109; зато здесь развито табачное производство (известная во всем крае крупная табачная фабрика И. Шерешевского, сумма оборотов коей равнялась в 1896 г. 1.653.325 pублей, а в 1906 г. — почти 3 млн рублей, с общим числом рабочих 1200−1400); евреев в табачном производстве числилось в 1897 г. 1110 человек (из этого числа 790 женщин), вместе с семьями 1658 человек.
— Когда слышу про коммерческий успех евреев, то вспоминаю благословение Авраама: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина… Проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны» (Библия, Бытие, гл. 27, ст. 28−29), — делится Владимир Пыльский.
— В начале 1900-х годов численность евреев опять переросла отметку в 60%, — рассказывает Борис Квятковский. — Из интересных фактов — именно в Гродно была основана одна из первых в Российской Империи кооперативных ссудо-сберегательных касс. Угадайте, кто ее открыл?
С октября 1920 г. по сентябрь 1939 г. Гродно находился в составе Польши. Еврейское население города почти не росло, а относительная численность его уменьшалась (1921 г. — 53,9% евреев; 1931 г. — 42,6%).
Про судьбу еврейской общины в годы Великой Отечественной войны знают многие. Мы расскажем вам отдельно про Гродненское гетто с историями людей и каждого дома. Этот период жизни города достоин отдельной статьи.
— Я считаю, что каждый риэлтер должен знать историю и памятные места города, в котором он работает. Продавать квартиру и перечислять ее достоинства: современный ремонт, новая мебель, счетчики, окна, двери и так далее — это одно. А вот знать историю дома, ну или хотя бы района, где человек собирается купить или продать жилье, — это совсем иное. Я пользуюсь книгой «Биография гродненских улиц». Из нее беру информацию о доме, в котором продаем квартиру, и делюсь ей с потенциальными покупателями. Особенно это хорошо работает в отношении квартир в историческом центре. История о доме или месте помогает захватить внимание покупателя и даже вызвать его симпатию к квартире, дому, району. Слава Богу и благодарность нашим властям за то, что сегодня в Беларуси между иудеями и христианами нет вражды, а иудаизм и христианство не преследуется государством. Как мы видим из истории, так было не всегда… Кстати, с Борисом Максовичем мы познакомились, когда мы с сестрой, христиане, два года посещали по субботам собрания в синагоге, — резюмировал Владимир Пыльский.

Как Минск восстанавливали из руин после войны. Показываем редкие фото
7594
В историческом центре Новогрудка продают уникальное здание. Кстати, а причем тут Дональд Трамп?
10012
Как продать жилье в областном городе и переехать в Минск?
956
Дача-хутор под Минском, где можно жить постоянно. Баня, купель и вид на лес прилагаются
23951
«Даже из-за тряпки могут остаться царапины на новой мебели». Профессиональные клинеры раскрыли секреты уборки после ремонта
1794
Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?
1011
Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?
5891
«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке
66400
Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?
1234
Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?
1250
Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027
Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440
За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973
Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401
Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706
Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса
92290
"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х
80457
До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить
84124
"На нашей детской площадке собиралась вся Малиновка". Как живется в тех самых "английских" домах от МАПИДа в Минске
35883
«Вопрос решается на самом высоком уровне». Продлен инвестдоговор по комплексу «Шантер Хилл» возле Дроздов
6691- Бизнес центры 123 объявления
- Торговые центры 40 объявлений
- Продажа гаражи, машиноместа 624 объявления
- Продажа офисы, нежилые помещения 2031 объявление
- Продажа магазины, торговые помещения 1739 объявлений
- Продажа рестораны, бары, кафе 152 объявления
- Продажа склады, производства 1028 объявлений
- Продажа бизнес, сфера услуг 787 объявлений
- Аренда офиса, помещений 2282 объявления
- Аренда магазины, торговые помещения 1853 объявления
- Аренда рестораны, бары, кафе 126 объявлений
- Аренда склады, производства 670 объявлений
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес 385 объявлений
- Аренда гаража, машиномест 48 объявлений