Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми торговыми центрами, открытие которых состоится в кризисный год?
6541 5Кризис, на который приходится открытие знаковых торговых центров Минска, внес свои коррективы в амбициозные планы инвесторов. О том, с какими трудностями предстоит столкнуться еще не открывшимся объектам торговли, мы поговорили со специалистом белорусского офиса международной консалтинговой компании Colliers International, а также выяснили у девелоперов, какие антикризисные стратегии они избрали для вхождения на рынок в 2015 году.
2015 год сулил столице настоящую революцию на рынке торговых площадей. Ведь три года назад началось строительство крупнейших по минским меркам торговых центров, инвесторы обещали привлечь в столицу мировые бренды, за которыми минчане до сих пор ездили «шопиться» в Европу, и все эти громкие заявления звучали на фоне относительной стабильности белорусской экономики в 2012 году. Если обратиться к прошлому, легко заметить, что так начинался каждый этап эволюции рынка торговой недвижимости в Минске. Не стал исключением и последний всплеск девелоперской активности, объясняет директор консультативного отдела Colliers International Денис Четвериков.
— На фоне практически полного отсутствия современных ТРЦ, относительной стабильности (до 2008−2011 гг.) и восстановления экономики после кризиса 2011 года ряд девелоперов увидели перспективность инвестиций в торговую недвижимость. Кроме того, в 2012 году известные бренды выразили готовность рассматривать Беларусь для открытия своих торговых точек. Это еще не давало гарантий в легком заполнении регионального торгового центра, но придавало некой уверенности девелоперам.
Не обошлось и без политического содействия. В 2011 году на государственном уровне было принято решение за пять лет увеличить обеспеченность населения торговыми площадями с чуть более 300 кв. м на 1000 жителей до 600 кв.м. Под эту задачу потенциальным инвесторам было значительно проще получить участок для строительства торгового объекта, прежде всего крупноформатного.
— Большинство минских объектов повторяют путь, пройденный десятилетиями ранее в Европе, — считает специалист Colliers. — И 2012 год — это очередной планомерный этап развития рынка торговых площадей. Он стал отправной точкой в реализации многих знаковых для локального рынка проектов ТРЦ. Стартовало строительство Palazzo Mall, Green City, Galleria Minsk, Dana Mall и других более мелких торговых центров. По планам девелоперов они должны вплотную приблизиться к западным аналогам ТРЦ соответствующих поколений. Но ни один из них не будет уникален для мирового рынка.
Бренды в раздумьях
Последствия кризиса хорошо ощутимы для рынка торговой недвижимости уже сейчас: уровень спроса падает, арендные ставки снижаются, ритейлеры мигрируют, а СМИ все чаще говорят о том, что долгожданные бренды вынуждены отложить свой выход на белорусскую арену. Эксперты рынка тоже не тешат нас хорошими новостями, предупреждая, что новым объектам будет сложно привлечь операторов в 2015 году: объем ввода новых площадей очень велик, события на финансовом рынке неутешительны, а действия Минторга отпугивают потенциальных ритейлеров. Но по мнению Дениса Четверикова, ситуация отнюдь не столь однозначна.
— Иллюзия, что к нам в страну выстроилась очередь из ведущих мировых брендов, которые ждут 2015 года, чтобы занять все торговые центры Минска, была отчасти создана в сознании некоторых девелоперов, СМИ и посредников, спекулирующих в сфере недвижимости. На самом деле мало кто из серьезных fashion-операторов собирался войти в Беларусь в 2015 году, и те из крупных, которые планировали, в основном свои планы не поменяли. Так что 2015 год не принесет радикальных изменений в наборе потенциальных арендаторов.
Директор по исследованиям и консалтингу Colliers International отмечает, что многие бренды (Reserved, River Island, Mohito, Cropp Town и Ostin) рассматривают перспективы вхождения на минский рынок в самом ближайшем будущем и в первую очередь видят себя в новых торговых центрах, открытие которых запланировано на 2015 год. И все-таки кризис внес свои коррективы в текущую ситуацию.
— Беларусь действительно утратила определенную привлекательность для инвесторов и зарубежных компаний. А значит, те бренды, которые пока не зашли в страну, но собирались это сделать в ближайшие 2−3 года, могут отложить рассмотрение данного вопроса. На аренде качественных объектов это скажется незначительно. Наоборот, многие операторы, особенно иностранные, воспользуются текущей ситуацией и усилят свое присутствие, т.к. именно сейчас можно взять лучшие места по более привлекательным для себя ставкам аренды. На что действительно повлияла текущая ситуация, так это на планы инвесторов и операторов по вхождению в Беларусь. Однако, некоторая утрата доверия будет иметь эффект скорее не в 2015 году, а в 2016—2017-м. Связано это с повысившимися страновыми рисками и сложной прогнозируемостью развития в стране.
Ужесточенная конкуренция за ритейлера
Специалисты коммерческого рынка недвижимости сегодня говорят об избытке торговых пространств, с которым столица столкнется в ближайшем будущем. Сегодня обеспеченность Минска торговыми площадями составляет 500 кв. м на тысячу жителей, а если в эксплуатацию будут введены запланированные точки, то по итогам 2015 года этот показатель может достигнуть 700 кв. м на тысячу жителей и вплотную приблизиться к европейскому уровню. Но, по мнению Дениса Четверикова, подход, основанный на «средней температуре по больнице», в корне неверен: мелкие торговые центры едва ли составят конкуренцию знаковым объектам, открытие которых запланировано на 2015 год.
— Ряд локальных аналитиков приводят обобщённые цифры по рекордному объему вводимых торговых площадей, на основании чего делается вывод о том, что заполнить все площади не удастся. Но вводимые в 2015 году объекты неоднородны по размерам и формату. И, значит, далеко не все из них являются конкурентами друг другу. Крупные сетевые операторы будут выбирать удачно расположенный торговый центр (метро, пешеходные потоки, высокая плотность жилья в первичной зоне, транзитные автомобильные потоки без пробок и проч.), с GLA (арендопригодной площадью) не менее 30 000 кв. м и актуальной концепцией, позволяющей адекватно расположить на этаже современные магазины. С учетом требований операторов, в конце 2015 года в Минске появится сравнительно немного объектов, конкурирующих за звание современного ТРЦ и претендующих на наиболее популярные брэнды: Green City, «Замок», Dana Mall, Galleria Minsk.
— В любом случае, появление большого количества объектов, сопоставимых по размеру, формату и находящихся в пересекающихся зонах обслуживания, приведет к ужесточению конкуренции: снижению арендных ставок в более слабых объектах и «перетягиванию» лучших операторов в более удачные.
— Таким образом, ничего нового или необычного для белорусской действительности не произошло. Единственное изменение — предложение качественных объектов стало больше, но и спрос также вырос. Поэтому от участников рынка ожидаются действия, типовые для ситуаций ограниченного спроса и наличия предложения.
Как торговые центры, открытие которых запланировано на 2015 год, будут адаптироваться к новым условиям рынка? Этот вопрос мы задали представителям управляющих организаций.
Юрий Усик, директор управляющей организации СООО «ЕвроCтэпГрупп», которая реализует проект по открытию торгового центра Green City:
— Несмотря на непростую экономическую ситуацию, строительство торгового центра Green City продолжается, и его открытие запланировано в 2015 году. Сейчас фактическое заполнение торгового центра составляет более чем 75% арендных помещений, и заключены соответствующие договоры. По сдаче в аренду оставшегося количества торговых площадей ведутся активные переговоры с представителями, по нашему мнению, наиболее интересных, в том числе и не представленных в Республике Беларусь брендов, соответствующих концепции торгового центра Green City.
— В условиях кризисных проявлений наша компания испытывает определенные трудности. Вместе с тем позиционирование торгового центра Green City, его месторасположение и масштабы в совокупности с индивидуальным подходом к переговорному процессу не потребовали избирать антикризисную стратегию и позволяют продолжить работу по вхождению на рынок в современных условиях.
— Цель торгового центра Green City — стать местом притяжения для жителей Минска, членов их семей и гостей города, где будет возможно приобрести необходимые товары и прекрасно провести время.
В состав комплекса Green City войдет крупнейший белорусский гипермаркет, бизнес-центр «А"-класса, трехзвездочный, по европейской классификации, отель, фитнесс и spa-центр, бутики, кафе, рестораны.
В 2013 году испанский ритейлер Inditex Group анонсировал возможное появление в Минске долгожданных для белорусского потребителя брендов Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius, причем ставка делалась аккурат на Green City — именно там собирался арендовать помещения известный ритейлер. И хотя никаких официальных заявлений от Inditex Group с тех пор не поступало, в начале года ряд экспертов упомянули о том, что приход названных брендов в Минск вновь откладывается.
Ирина Пехова, руководитель ТРЦ Galleria Minsk:
— Очевидно, что кризис внесет свои ограничения в развитие сетевых компаний. Рынок замер до марта — апреля. Что касается антикризисных стратегий, тут она может быть только одна: взять паузу, выждать, пока произойдет оживление рынка. Оно, очевидно, произойдет, потому что рынок — это циклическая система. При этом операторы будут придерживаться обратной стратегии: в их интересах арендовать помещение в кризисный год, когда спрос очень низок и можно снять максимально комфортные помещения по максимально комфортным ставкам, заключив договор на длительный срок. Поэтому, если у девелопера есть возможность, он, конечно, будет выжидать. Что касается ТРЦ Galleria Minsk, мы бы не хотели озвучивать свои антикризисные стратегии — на то она и стратегия, чтобы держать ее в секрете.
— Заявлять о своем открытии мы будем за три месяца до него. Есть предварительные сроки, которые были озвучены на презентации проекта, более актуальную информацию мы пока распространяем только среди инвесторов.
В состав торгово-развлекательного центра Galeria Minsk войдут более 150 магазинов, супермаркет, рестораны и фуд-зоны. Помимо торговой части в комплексе будет представлена 20-этажная гостиница DoubleTree by Hilton категории «4 звезды». Внешние стены торгового центра будут облицованы фактурным стеклом, благодаря чему здание должно напомнить «элегантную шкатулку с драгоценностями». Кроме того, на его фасаде будет установлен самый большой мультимедийный монитор в Беларуси. Открытие Galeria Minsk многократно переносилось, и во время последней презентации было назначено на лето 2015 года. Но в начале февраля Президент издал указ, которым отложил открытие ТРЦ до сентября.
«К нам во двор часто приходят зайцы». Как живется в том самом доме возле светящегося зубра
10795Спрос будет во все сезоны. В озерном краю продается база отдыха с собственным пляжем
6204В Зеленой гавани появятся детский сад и школа. А какое жилье расположится рядом?
5865«Собственнику агентства недвижимости важно не отставать от меняющейся реальности». Интервью с основателем Greenman Realty Group
5491«Стоимость квадрата здесь точно вырастет». Как живет и меняется один из самых ярких кварталов Минска
6167«Мы на пике цен, дальше — снижение». Эксперты рассказали, что происходит с квартирами
16510Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса
92290"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х
80457До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить
84124"На нашей детской площадке собиралась вся Малиновка". Как живется в тех самых "английских" домах от МАПИДа в Минске
35883«Вопрос решается на самом высоком уровне». Продлен инвестдоговор по комплексу «Шантер Хилл» возле Дроздов
6691Белорус построил классный гостевой домик с баней и беседкой. Посмотрели, как он устроен
30750"Такого числа свободных офисов еще не было". Рассказываем, что происходило с бизнес-центрами Минска в 2021 году и что будет дальше
10727Нашли маленькие и стильные квартиры в Минске, где сразу можно жить. И вот почем их продают
17897В Беларуси вырос курс доллара. Какие квартиры в Минске можно прямо сейчас купить за белорусские рубли (есть и с рассрочкой)
27135- Бизнес центры 123 объявления
- Торговые центры 40 объявлений
- Продажа гаражи, машиноместа 626 объявлений
- Продажа офисы, нежилые помещения 2064 объявления
- Продажа магазины, торговые помещения 1721 объявление
- Продажа рестораны, бары, кафе 153 объявления
- Продажа склады, производства 1002 объявления
- Продажа бизнес, сфера услуг 775 объявлений
- Аренда офиса, помещений 2233 объявления
- Аренда магазины, торговые помещения 1841 объявление
- Аренда рестораны, бары, кафе 128 объявлений
- Аренда склады, производства 666 объявлений
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес 391 объявление
- Аренда гаража, машиномест 47 объявлений