Ставки снижаются, бренды в раздумьях: что будет со знаковыми торговыми центрами, открытие которых состоится в кризисный год?
6541 5Кризис, на который приходится открытие знаковых торговых центров Минска, внес свои коррективы в амбициозные планы инвесторов. О том, с какими трудностями предстоит столкнуться еще не открывшимся объектам торговли, мы поговорили со специалистом белорусского офиса международной консалтинговой компании Colliers International, а также выяснили у девелоперов, какие антикризисные стратегии они избрали для вхождения на рынок в 2015 году.
- Dana Mall
2015 год сулил столице настоящую революцию на рынке торговых площадей. Ведь три года назад началось строительство крупнейших по минским меркам торговых центров, инвесторы обещали привлечь в столицу мировые бренды, за которыми минчане до сих пор ездили «шопиться» в Европу, и все эти громкие заявления звучали на фоне относительной стабильности белорусской экономики в 2012 году. Если обратиться к прошлому, легко заметить, что так начинался каждый этап эволюции рынка торговой недвижимости в Минске. Не стал исключением и последний всплеск девелоперской активности, объясняет директор консультативного отдела Colliers International Денис Четвериков.

— На фоне практически полного отсутствия современных ТРЦ, относительной стабильности (до 2008−2011 гг.) и восстановления экономики после кризиса 2011 года ряд девелоперов увидели перспективность инвестиций в торговую недвижимость. Кроме того, в 2012 году известные бренды выразили готовность рассматривать Беларусь для открытия своих торговых точек. Это еще не давало гарантий в легком заполнении регионального торгового центра, но придавало некой уверенности девелоперам.
Не обошлось и без политического содействия. В 2011 году на государственном уровне было принято решение за пять лет увеличить обеспеченность населения торговыми площадями с чуть более 300 кв. м на 1000 жителей до 600 кв.м. Под эту задачу потенциальным инвесторам было значительно проще получить участок для строительства торгового объекта, прежде всего крупноформатного.
— Большинство минских объектов повторяют путь, пройденный десятилетиями ранее в Европе, — считает специалист Colliers. — И 2012 год — это очередной планомерный этап развития рынка торговых площадей. Он стал отправной точкой в реализации многих знаковых для локального рынка проектов ТРЦ. Стартовало строительство Palazzo Mall, Green City, Galleria Minsk, Dana Mall и других более мелких торговых центров. По планам девелоперов они должны вплотную приблизиться к западным аналогам ТРЦ соответствующих поколений. Но ни один из них не будет уникален для мирового рынка.
- Palazzo Mall
Бренды в раздумьях
Последствия кризиса хорошо ощутимы для рынка торговой недвижимости уже сейчас: уровень спроса падает, арендные ставки снижаются, ритейлеры мигрируют, а СМИ все чаще говорят о том, что долгожданные бренды вынуждены отложить свой выход на белорусскую арену. Эксперты рынка тоже не тешат нас хорошими новостями, предупреждая, что новым объектам будет сложно привлечь операторов в 2015 году: объем ввода новых площадей очень велик, события на финансовом рынке неутешительны, а действия Минторга отпугивают потенциальных ритейлеров. Но по мнению Дениса Четверикова, ситуация отнюдь не столь однозначна.
— Иллюзия, что к нам в страну выстроилась очередь из ведущих мировых брендов, которые ждут 2015 года, чтобы занять все торговые центры Минска, была отчасти создана в сознании некоторых девелоперов, СМИ и посредников, спекулирующих в сфере недвижимости. На самом деле мало кто из серьезных fashion-операторов собирался войти в Беларусь в 2015 году, и те из крупных, которые планировали, в основном свои планы не поменяли. Так что 2015 год не принесет радикальных изменений в наборе потенциальных арендаторов.

Директор по исследованиям и консалтингу Colliers International отмечает, что многие бренды (Reserved, River Island, Mohito, Cropp Town и Ostin) рассматривают перспективы вхождения на минский рынок в самом ближайшем будущем и в первую очередь видят себя в новых торговых центрах, открытие которых запланировано на 2015 год. И все-таки кризис внес свои коррективы в текущую ситуацию.
— Беларусь действительно утратила определенную привлекательность для инвесторов и зарубежных компаний. А значит, те бренды, которые пока не зашли в страну, но собирались это сделать в ближайшие 2−3 года, могут отложить рассмотрение данного вопроса. На аренде качественных объектов это скажется незначительно. Наоборот, многие операторы, особенно иностранные, воспользуются текущей ситуацией и усилят свое присутствие, т.к. именно сейчас можно взять лучшие места по более привлекательным для себя ставкам аренды. На что действительно повлияла текущая ситуация, так это на планы инвесторов и операторов по вхождению в Беларусь. Однако, некоторая утрата доверия будет иметь эффект скорее не в 2015 году, а в 2016—2017-м. Связано это с повысившимися страновыми рисками и сложной прогнозируемостью развития в стране.
Ужесточенная конкуренция за ритейлера
Специалисты коммерческого рынка недвижимости сегодня говорят об избытке торговых пространств, с которым столица столкнется в ближайшем будущем. Сегодня обеспеченность Минска торговыми площадями составляет 500 кв. м на тысячу жителей, а если в эксплуатацию будут введены запланированные точки, то по итогам 2015 года этот показатель может достигнуть 700 кв. м на тысячу жителей и вплотную приблизиться к европейскому уровню. Но, по мнению Дениса Четверикова, подход, основанный на «средней температуре по больнице», в корне неверен: мелкие торговые центры едва ли составят конкуренцию знаковым объектам, открытие которых запланировано на 2015 год.
— Ряд локальных аналитиков приводят обобщённые цифры по рекордному объему вводимых торговых площадей, на основании чего делается вывод о том, что заполнить все площади не удастся. Но вводимые в 2015 году объекты неоднородны по размерам и формату. И, значит, далеко не все из них являются конкурентами друг другу. Крупные сетевые операторы будут выбирать удачно расположенный торговый центр (метро, пешеходные потоки, высокая плотность жилья в первичной зоне, транзитные автомобильные потоки без пробок и проч.), с GLA (арендопригодной площадью) не менее 30 000 кв. м и актуальной концепцией, позволяющей адекватно расположить на этаже современные магазины. С учетом требований операторов, в конце 2015 года в Минске появится сравнительно немного объектов, конкурирующих за звание современного ТРЦ и претендующих на наиболее популярные брэнды: Green City, «Замок», Dana Mall, Galleria Minsk.
- Dana Mall
— В любом случае, появление большого количества объектов, сопоставимых по размеру, формату и находящихся в пересекающихся зонах обслуживания, приведет к ужесточению конкуренции: снижению арендных ставок в более слабых объектах и «перетягиванию» лучших операторов в более удачные.
- Dana Mall
— Таким образом, ничего нового или необычного для белорусской действительности не произошло. Единственное изменение — предложение качественных объектов стало больше, но и спрос также вырос. Поэтому от участников рынка ожидаются действия, типовые для ситуаций ограниченного спроса и наличия предложения.
- Dana Mall
Как торговые центры, открытие которых запланировано на 2015 год, будут адаптироваться к новым условиям рынка? Этот вопрос мы задали представителям управляющих организаций.
Юрий Усик, директор управляющей организации СООО «ЕвроCтэпГрупп», которая реализует проект по открытию торгового центра Green City:
— Несмотря на непростую экономическую ситуацию, строительство торгового центра Green City продолжается, и его открытие запланировано в 2015 году. Сейчас фактическое заполнение торгового центра составляет более чем 75% арендных помещений, и заключены соответствующие договоры. По сдаче в аренду оставшегося количества торговых площадей ведутся активные переговоры с представителями, по нашему мнению, наиболее интересных, в том числе и не представленных в Республике Беларусь брендов, соответствующих концепции торгового центра Green City.
- Green City
— В условиях кризисных проявлений наша компания испытывает определенные трудности. Вместе с тем позиционирование торгового центра Green City, его месторасположение и масштабы в совокупности с индивидуальным подходом к переговорному процессу не потребовали избирать антикризисную стратегию и позволяют продолжить работу по вхождению на рынок в современных условиях.
- Green City
— Цель торгового центра Green City — стать местом притяжения для жителей Минска, членов их семей и гостей города, где будет возможно приобрести необходимые товары и прекрасно провести время.
- Green City
В состав комплекса Green City войдет крупнейший белорусский гипермаркет, бизнес-центр «А"-класса, трехзвездочный, по европейской классификации, отель, фитнесс и spa-центр, бутики, кафе, рестораны.
В 2013 году испанский ритейлер Inditex Group анонсировал возможное появление в Минске долгожданных для белорусского потребителя брендов Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius, причем ставка делалась аккурат на Green City — именно там собирался арендовать помещения известный ритейлер. И хотя никаких официальных заявлений от Inditex Group с тех пор не поступало, в начале года ряд экспертов упомянули о том, что приход названных брендов в Минск вновь откладывается.
Ирина Пехова, руководитель ТРЦ Galleria Minsk:

— Очевидно, что кризис внесет свои ограничения в развитие сетевых компаний. Рынок замер до марта — апреля. Что касается антикризисных стратегий, тут она может быть только одна: взять паузу, выждать, пока произойдет оживление рынка. Оно, очевидно, произойдет, потому что рынок — это циклическая система. При этом операторы будут придерживаться обратной стратегии: в их интересах арендовать помещение в кризисный год, когда спрос очень низок и можно снять максимально комфортные помещения по максимально комфортным ставкам, заключив договор на длительный срок. Поэтому, если у девелопера есть возможность, он, конечно, будет выжидать. Что касается ТРЦ Galleria Minsk, мы бы не хотели озвучивать свои антикризисные стратегии — на то она и стратегия, чтобы держать ее в секрете.
- Galleria Minsk
— Заявлять о своем открытии мы будем за три месяца до него. Есть предварительные сроки, которые были озвучены на презентации проекта, более актуальную информацию мы пока распространяем только среди инвесторов.
- Galleria Minsk
В состав торгово-развлекательного центра Galeria Minsk войдут более 150 магазинов, супермаркет, рестораны и фуд-зоны. Помимо торговой части в комплексе будет представлена 20-этажная гостиница DoubleTree by Hilton категории «4 звезды». Внешние стены торгового центра будут облицованы фактурным стеклом, благодаря чему здание должно напомнить «элегантную шкатулку с драгоценностями». Кроме того, на его фасаде будет установлен самый большой мультимедийный монитор в Беларуси. Открытие Galeria Minsk многократно переносилось, и во время последней презентации было назначено на лето 2015 года. Но в начале февраля Президент издал указ, которым отложил открытие ТРЦ до сентября.

Как Минск восстанавливали из руин после войны. Показываем редкие фото
9877
В историческом центре Новогрудка продают уникальное здание. Кстати, а причем тут Дональд Трамп?
11504
Как продать жилье в областном городе и переехать в Минск?
1402
Дача-хутор под Минском, где можно жить постоянно. Баня, купель и вид на лес прилагаются
26078
«Даже из-за тряпки могут остаться царапины на новой мебели». Профессиональные клинеры раскрыли секреты уборки после ремонта
2523
«Прикипел к этому месту душой». Как живется в зеленом районе на месте болота в Минске
5456
Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?
1212
Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?
6153
«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке
66747
Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?
1347
Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?
1416
Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027
Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440
За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973
Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401
Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706
Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса
92290
"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х
80457
До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить
84124
"На нашей детской площадке собиралась вся Малиновка". Как живется в тех самых "английских" домах от МАПИДа в Минске
35883- Бизнес центры 123 объявления
- Торговые центры 40 объявлений
- Продажа гаражи, машиноместа 625 объявлений
- Продажа офисы, нежилые помещения 2032 объявления
- Продажа магазины, торговые помещения 1724 объявления
- Продажа рестораны, бары, кафе 152 объявления
- Продажа склады, производства 1024 объявления
- Продажа бизнес, сфера услуг 787 объявлений
- Аренда офиса, помещений 2279 объявлений
- Аренда магазины, торговые помещения 1840 объявлений
- Аренда рестораны, бары, кафе 126 объявлений
- Аренда склады, производства 667 объявлений
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес 385 объявлений
- Аренда гаража, машиномест 48 объявлений