Вокзал Победы

  509

У легендарного Белорусского вокзала есть еще и неофициальное название — Вокзал Победы. Отсюда в первые дни Великой Отечественной войны уходили на фронт эшелоны, сюда же после ее окончания возвращались солдаты — победители.

В прошлом году к 60-летию Победы вокзал отреставрировали, был полностью воссоздан его исторический облик. А в скором времени преобразится все пространство вокруг Белорусского вокзала.

От Смоленского к Белорусскому

О необходимости строительства железной дороги от Москвы до Смоленска в середине XIX века заявляли смоленские промышленники. Предвкушая взаимовыгодное сотрудничество, москвичи с радостью согласились. Тем более, что смоленские промышленники, заинтересованные в соединении с Москвой, охотно давали деньги на строительство.

В 1867 году Московская городская Дума приняла решение «уступить железной дороге бесплатно участки городской пустопорожней земли, которые ей могут понадобиться под Московскую станцию и под самую дорогу».

Осталось только найти место для строительства вокзала. Наиболее удобной сочли местность у Тверской заставы. Тогда этот участок земли был лишним и не приносил Москве абсолютно никакой пользы.

Строительство вокзала, которому дали название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Ускорению темпов возведения железной дороги способствовал метод строительства: одновременно рабочие укладывали шпалы из Москвы и из Смоленска навстречу друг другу.

Торжественное открытие железной дороги Москва-Смоленск состоялось 19 сентября 1870 года. О том, какой ценной стала земля у Тверской Заставы, писала пресса того времени: «Уже теперь цены на дома и пустопорожние земли здесь возвысились довольно значительно».

В 1871 году железная дорога была продлена от Смоленска до Бреста. Соответственно, новое имя получил и вокзал, который отныне стал Брестским.

В 1896 году в здании вокзала возвели шикарный Императорский павильон для встречи царской семьи. Внутри это были целые хоромы: золоченые орнаменты, французская мебель, застекленные галереи, а выход на платформу был застелен бархатным ковром.

Количество пассажиров все возрастало, и небольшое здание вокзала стало тесным. Довольно долго искали деньги на реконструкцию. Только в 1908 году из казны смогли выделить достаточно средств, чтобы построить новое более просторное здание.

Новый вокзальный комплекс состоял из двух корпусов, сходящихся под углом. На вокзале появились четыре посадочные платформы.

Реконструкция обошлась казне почти в миллион рублей. Однако деньги были потрачены не напрасно. Кроме красивого и просторного здания, пассажиры получили новейшее по тем временам техническое оборудование телеграфа и билетных касс.

На этот раз строительство затянулось. Полностью завершить его удалось только в 1912 году. Это год совпал с празднованием 100-летия войны с Наполеоном. Поэтому вокзал переименовали в Александровский, а железную дорогу в Александровскую.

А в 1936 году в связи с реорганизацией дорог, в результате которой Александровская дорога объединилась с Белорусско-Балтийской, вокзал получил название Белорусский.

Белорусский вокзал несколько раз перестраивался. Но реконструкция проводилась так, чтобы здание сохранило свой первоначальный облик.

На земле вокзал, под землей — торговый город

Вокзал оправдывает свое неофициальное название — Вокзал Победы. Уже четвертый раз подряд он побеждает в конкурсе на лучший вокзал столицы. При подведении итогов соревнования учитываются показатели по 9 пунктам, основным из которых является качество обслуживания пассажиров.

К празднованию 60-летия Победы здание вокзала отреставрировали. Основные работы провели на втором этаже, куда редко ступала нога обычного пассажира. Пустующее помещение отдали городу для размещения музейной экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Серьезно обновились три платформы, предназначенные для поездов дальнего следования. Серый асфальт на перронах уступил место более красивой тротуарной плитке.

Весной этого года в здании Белорусского вокзала появится комфортабельная гостиница. 23 номера будет оборудовано в зале отдыха для пассажиров. Сейчас там уже начался ремонт.

Два номера в гостинице даже будут двухкомнатными высшей категории люкс. А пока продолжается ремонт, экономисты МЖД проводят расчет цен на гостиничные услуги для пассажиров.

Преобразится и все пространство вокруг Белорусского вокзала. Отсюда исчезнут все парковки, а вместо них появится красивый зеленый сквер, который, как уверяют авторы проекта, станет любимым местом отдыха москвичей. Этому поспособствует применение новых технологий, с помощью которых поверхность площади станет полностью обогреваемой зимой. Вернется на свое законное место и памятник Максиму Горькому, который на время проведения работ был переселен в парк искусств «Музеон» на Крымском Валу. Правда, памятник незначительно подвинут, чтобы он оказался в новом сквере, а не в транспортной петле. Так что москвичи вскоре опять смогут назначать свидание у памятника Горькому.

А под землей закипит жизнь. Под площадью Тверской Заставы будет построен крупнейший в городе пятиуровневый подземный комплекс. На первых трех этажах расположатся парковочные места, на двух нижних — торговый центр, супермаркет и кинотеатр. Кроме того, здесь появится первая в России подземная электроподстанция.

Проект реконструкции площади Тверской Заставы призван также решить извечный транспортный вопрос в районе Белорусского вокзала. Здесь планируется построить современную двухуровневую транспортную развязку, для сооружения которой придется пробить тоннель под Тверской улицей.

В статье использованы материалы

официального сайта ОАО «Российские железные дороги»

Анна Санькова

kdo.ru

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом

56825

Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом

35985

Что за дом начинают строить в тихом местечке недалеко от Логойского тракта? Узнали подробности

12656

«За районом следить никто не хочет». Как живется в домах с дешевыми квартирами у метро «Партизанская»

28554

Как купить квартиру и не прогореть. Чек-лист, который сбережет ваши деньги

7345

«Слышим даже как сосед за стенкой кашляет». Как живется в панельках на краю Каменной Горки

9428

Рост цен на квартиры на 70%, первый гипермаркет и рождение Realt. Каким был 2005 год в Беларуси

8313

Садовое товарищество — тоже вариант. Как мы искали дом для семьи минчан за 120 тысяч долларов

5924

Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?

6139

Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?

12265

«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке

74094

Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?

3829

Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?

6609

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706

Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса

92290

"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х

80457