Законодательные новации в архитектуре и строительстве обобщены одним нормативным правовым актом

  1968

2 июля вступил в силу закон № 334-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Изменения коснулись законов «О пожарной безопасности» и «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Основные моменты

· Закон № 300-З исключил физлиц как субъектов из определений терминов «инженер», «подрядчик в строительной деятельности», «разработчик проектной документации».

Если гражданин оказывает услуги строительного подряда либо осуществляет другую деятельность в области строительства, то он должен быть зарегистрирован в качестве ИП или представлять организацию. Правило касается и аттестации специалистов, которые должны быть ИП или работниками организаций.

· Теперь законодательно закреплено, что на снос строительных объектов требуется разработка проектной документации.

Снос зданий и сооружений включен в термины «архитектурная деятельность» и «проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос».

· Исключен термин «обоснование инвестирования строительства» как стадия разработки проектной документации.

Это обусловлено введением обязательной подготовки предпроектной (предынвестиционной) документации, которая включает обоснование инвестиций.

· Теперь органы государственного пожарного надзора выдают соответствующие заключения самостоятельно.

Органы пожарного надзора больше не включаются в состав комиссии по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов. Это не только упрощает приемку объектов в эксплуатацию, но и исключает дублирование функции стандартизации.

· Расширены компетенции правительства и Минстройархитектуры в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В частности, за Совмином закреплено право утверждать:

— правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, правила заключения и исполнения договоров строительного подряда;

— положение об аттестации юрлиц и ИП, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений;

— положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений.

· Созданы республиканский фонд проектной документации и республиканский банк данных объектов-аналогов.

Развитием этих институтов зай­мется организация, уполномоченная Минстройархитектуры. Фонд и банк данных будут формироваться на основании проектной документации на стро­ительство объектов, полностью или частично разработанной за счет установленных финансовых источников.

· Уточнен порядок госэкспертизы градостроительных, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).

В случае внесения изменений и (или) дополнений в утвержденные градостроительные проекты необходимо провести госэкспертизу и утвердить эти изменения и (или) дополнения в порядке, установленном Совмином.

Заключение госэкспертизы будет действовать в течение всего срока градостроительного проекта. Госэкспертиза архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет будет проводиться на платной основе в случаях и порядке, установленных Совмином, если иное не определено президентом.

Госэкспертиза в отношении указанных объектов будет проводиться Госстандартом в срок не более месяца со дня получения всех необходимых документов и при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и госэкспертизы энергетической эффективности. Госэкспертиза архитектурного и (или) строительного проекта, представляемого физлицом (кроме ИП), должна быть проведена в течение 15 дней со дня подачи всех документов.

· С учетом нововведений глава 9 закона № 300-З регулирует разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, что является важным нововведением в сфере строительства.

Ожидается, что новые нормы положительно повлияют как на маржинальность, так и на обоснованность строительства.

Предпроектная (предынвестиционная) документация должна готовиться на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов первого — четвертого классов сложности. Исключение составляют объекты по типовым или рекомендованным для пов­торного применения проектам. Кроме того, указанное требование не распространяется на блокированные и одноквартирные жилые дома, нежилые капитальные постройки на придомовой территории и некоторые другие объекты строительства, осуществляемого гражданами на предоставленных им для этих целей земельных участках.

Предпроектная (предынвестиционная) документация утверждается заказчиком, застройщиком и подлежит государственной экологической экспертизе.

Согласно закону № 334-З, в проектной документации, прошедшей государственные экспертизы и утвержденной в установленном порядке, могут выделяться пусковые комплексы. При этом государственную экспертизу проектной документации на каждый пусковой комплекс проводить не требуется, что, по оценкам специалистов, повысит эффективность архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в стране.

· В новой редакции изложена и ст. 38 закона № 300-З, регулирующая ав­торский надзор за строительством.

Установлено, что он осуществляется разработчиком проектной документации на основании договора, заключаемого с заказчиком, застройщиком. Если же по причине ликвидации (прекращения деятельности) или других обстоятельств разработчик не может осуществлять авторский надзор за строительством, то для оказания таких услуг заказчик, застройщик вправе привлечь иную организацию или ИП. При этом должны быть соблюдены требования законодательства о закупках при строительстве.

Уместно также напомнить о действии письма Минстрой­архитектуры от 19.02.2016 ­№ 04−3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве», в соответствии с которым после 1 января 2016 года госзакупки за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов осуществляются по общим правилам законодательства о госзакупках без применения норм указа от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — указ № 591). Закупки осуществляются через проведение:

— открытого конкурса;

— процедуры запроса ценовых предложений;

— биржевых торгов;

— процедуры закупки из одного источника.

В то же время в отношении закупок при строительстве за счет иных источников финансирования, не предусмотренных законом о государственных закупках, действуют указ № 591 и постановление Совмина от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».n

· Новый закон установил круг субъектов хозяйствования, которые не могут выступать участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, что вызвало недовольство в деловых кругах страны.

К субъектам-«аутсайдерам» отнесены:

—  организатор процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

—  учредитель, участник, собственник имущества организатора таких процедур;

—  дочернее унитарное предприятие, дочернее или зависимое хозяйственное общество, обособ­ленное структурное подразделение (филиал) организатора процедур закупок товаров (работ, услуг);

—  юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением тех, к кому присоединяется другое юрлицо;

—  юрлицо, находящееся в процессе ликвидации, в том числе признанное в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением находящихся в санации;

—  ИП в стадии прекращения деятельности, в том числе признанный банкротом, и др.

Норма ухудшила положение холдингов и зависимых предприятий. Например, ранее холдинги могли привлекать к закупкам свои зависимые предприятия, специализирующиеся на выполнении определенного вида строительных работ (оказании услуг). Теперь аналогичные заказы приходится передавать сторонним организациям.

Сейчас разрабатывается проект указа, ограничивающего действие ст. 57 закона № 300-З. Пока же в обход принятой нормы холдингам приходится создавать аффилированные юрлица, которые не являются зависимыми и на которые не распространяется ограничение. Однако в таком случае у холдинга возникают дополнительные трудности и расходы, связанные с прохождением аттестации вновь создаваемых организаций.

По материалам belmarket.by

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом

35399

Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом

21856

«С соседями мы — как родные люди». Как живется в доме со знаменитым магазином «1000 мелочей»

21610

«За стенкой кто-то чихнул – ты услышал». Как живется в советских пятиэтажках в Серебрянке-1

8979

Почему нам так хочется переехать в новостройку и сделать свежий ремонт? Разбираемся в психологии нового

6508

«Миллениалам важен престиж, а зумеры верят блогерам». Спросили у риэлтера, как выбирают квартиры разные поколения

15725

Ипотека под 4,7% годовых, дорогая аренда и много работы «за минималку». Белоруска рассказала о жизни в Чехии

5399

Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?

2617

Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?

8757

«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке

69610

Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?

2222

Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?

3492

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706

Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса

92290

"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х

80457

До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить

84124