«Люди возвращаются жить из домов в пригороде в центр города, офисы превращаются в креативные площадки, а малый бизнес движет экономику» — американский эксперт в сфере недвижимости

  2910   4

Все мы знаем, что многие страны в мире опережают нашу в развитии на 5−10 лет. Это касается и рынка недвижимости. Логично было бы разобраться, что происходит в этом сегменте, например, в США, чтобы понять, что ждет рынок недвижимости в Беларуси. Мы поговорили с Дэвидом Этчисоном, владельцем консалтингового агентства в сфере недвижимости Rivestone Group, который рассказал, какие тенденции сейчас формируются на рынке жилья и коммерческой недвижимости в США.

У Дэвида за плечами 40 лет опыта работы в сфере недвижимости, причем в разных сегментах — жилье, офисы, отели, торговые центры. Семь лет назад он понял, что неважно, в какой сфере ты работаешь, важно, как ты строишь бизнес и какой ты лидер. Именно в этой стезе Дэвид и стал себя проявлять, обучая разные компании лидерскому мастерству. С этой целью наш герой и приехал в Минск. Между встречами у него нашлось немного времени и на разговор о недвижимости.

О последних трендах на рынке жилья

— Когда я был молод, все стремились жить за городом в частном доме. Сейчас все возвращаются в город. Новое поколение стремится жить в центре активной жизни. Этот тренд я заметил по всему миру. В США это очень заметно. Молодые люди стремятся быть ближе друг к другу, а также к тем местам, которые им нужны для жизни.

Первая причина переезда в город — это работа, так как в городе она лучше и выше оплачивается. Далее, живя в городе, не обязательно тратить деньги на покупку машины, можно пользоваться общественным транспортом. Также люди хотят жить в городе, так как хотят иметь доступ к лучшему сервису, развлечениям. Они хотят жить там, где идет активная жизнь.

Например, 10 лет назад в Нешвиле люди в основном жили на окраине. Тогда в центре города проживало около 2 тыс. человек. Сейчас в центральной части города живут более 30 тыс. человек. В основном это молодое поколение. Люди моего возраста продолжают жить на окраине или в пригороде. Мы так выросли, мы хотим, чтобы у нас был свой дом, большой участок. Однако есть и то старшее поколение, которое переезжает в город вслед за детьми.

— Еще один тренд — из-за повышения стоимости жилья сейчас начинают строить апартаменты меньшей площади. На это есть две причины. Во-первых, цены стали выше, чтобы квартира стоила дешевле, уменьшают ее площадь. Во-вторых, вместе с квартирами в доме строят дополнительный сервис в виде бассейна, игровой комнаты, тренажерного зала и так далее. Это позволяет людям чувствовать, что они являются частью какого-то сообщества.

Молодому поколению сейчас не нужны большие квартиры, так как они проводят в них слишком мало времени. Они не спешат жениться и заводить детей, поэтому им достаточно небольшой квартиры в центре города, где есть все для жизни.

О трендах на рынке офисной недвижимости

— Сейчас мы планируем построить большое офисное здание в центре Нешвила. Многие компании хотят приехать сюда и работать. Одна из них — очень крупная — выбирает между расположением офиса в центре и на окраине. Они говорят о том, что их приоритет — это привлечь самых талантливых специалистов. А они как раз-таки живут в центре города. У нас очень много технологических компаний. Особенно много тех, кто развивается в медицинской индустрии. Эта компания из их числа. Если бы она расположилась на окраине, то их конкуренты привлекли бы более талантливых специалистов, чем они.

Сейчас самый горячий тренд в США в сфере коммерческой недвижимости — это креативные пространства. Технологические компании стараются работать именно в таких офисах. Они арендуют большие пространства с высокими потолками, например, склады, и переделывают их в офисы. У этого тренда тоже есть свои причины. Во-первых, это связано с тем, что стиль работы изменился. Сейчас нет такого, что у каждого свой отдельный кабинет. Современные компании работают в открытых пространствах, где пять-шесть человек могут сидеть за одним большим столом.

— Также во многих компаниях гибкий график работы, а именно, три дня в неделю сотрудник проводит в офисе, а два работает, где захочет. Это называется WFA — work from anywhere (прим. редакции — работай в любом месте). Этот тренд появился, потому что молодежи нравится гибкость в работе. Также это экономия. В открытом пространстве помещается больше людей, плюс два дня в неделю люди вообще не приходят в офис, а работают в другом месте. Но из этого вытекает проблема. Думаю, ее нет в Нью-Йорке, но она есть в Нешвиле. Если в Нью-Йорке хорошо развита транспортная сеть и люди ей пользуются, то в Нешвиле люди любят пользоваться машиной, что влечет за собой следующую задачу — машину нужно где-то припарковать. Из-за этого приходится выделять много места для парковки.

Катализатором тренда работы вне офиса стал Google. Однако все равно есть баланс тех компаний, которые могут себе это позволить, и тех, кто привязан к офису. Стиль работы в креативном пространстве без фиксированных рабочих мест — это считается классным. Этот тренд пришел из IT-сферы, и его активно перенимают другие компании. Однако всегда будет баланс между теми, кому нужен офис с фиксированными рабочими местами, и теми, кто работает гибко и свободно. За счет работы вне офиса можно активно расширять компанию, не расширяя офисное пространство, что очень выгодно.

Также в США в сфере офисной недвижимости есть такой тренд, как аренда большого офиса, чтобы потом сдавать его маленькие части разным небольшим компаниям, стартапам, которые являются двигателями всей экономики. Это важно понимать.

Фото: Павел Садовский

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

«Даже из-за тряпки могут остаться царапины на новой мебели». Профессиональные клинеры раскрыли секреты уборки после ремонта

4623

$20 за квадрат. Как выглядит последний офис в Helen&Valery Plaza?

5299

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом

23265

Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом

12683

Недалеко от Дроздов и «Левады» началась стройка панельных коттеджей. Что известно?

14898

Хуторской ренессанс. Как минчанка построила барнхаус у Налибокской пущи

10876

«‎Если поселишься тут — не захочешь переезжать». Как живется в хрущевках на Золотой Горке

28050

Идеально для СПА-комплекса, базы отдыха или загородного клуба. В озерном краю продают участок для бизнеса по очень низкой стартовой цене

6669

Минчанин купил старую панскую школу в глуши и превратил ее в современный дом. Побывали там

82694

«Выходишь из подъезда, и все вокруг зелено». Как живется в советских панельках в Кунцевщине

2869

Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?

1664

Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?

7454

«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке

67774

Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?

1717

Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?

2203

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706