Торговым центрам Минска не хватает профессионального управления. Поэтому они пустуют?

  5034   1

Эксперты торговой недвижимости отмечают, что Минск испытывает недостаток качественных площадей. Из-за этого многие торговые центры белорусской столицы имеют достаточно высокую вакантность и испытывают дефицит брендов. Не все так гладко и с управлением объектами торговли. А ведь мировой опыт показывает, что профессиональное управление торговыми центрами увеличивает поток покупателей и доходность.

Не так давно один из крупнейших столичных ТРЦ «Галерея Минска» перешел под управление российской компании «Практика Девелопмент», возглавляемой Булатом Шакировым. Некоторые заговорили о приходе российских компаний в сферу управления коммерческой недвижимостью и начале эпохи профессионального управления торговыми центрами в Беларуси. Так ли это на самом деле? За комментариями мы обратились в международную компанию Colliers International в Беларуси.

В одной из публикаций realt.by уже писал о том, что в понятие «управление недвижимостью» может вкладываться различный смысл: от технического обслуживания и эксплуатации (facility management) до управления объектом как коммерческим активом (property management) или комплексного управления портфелем (asset management). И если техническое обслуживание так или иначе представлено в Беларуси, то компаний, обеспечивающих управление современным торговым центром с точки зрения повышения его эффективности и увеличения денежного потока (property management) практически нет.

Для чего нужно профессиональное управление торговым центром?

Управляющий директор, партнер Colliers International в Беларуси Денис Четвериков отмечает, что управление торговым центром позволяет решать как очевидные тактические, так и стратегические задачи. С одной стороны, управление торговым центром (Property Management) позволяет обеспечить максимальную эффективность от его эксплуатации за счет:

· Управления концепцией и реконцепцией объекта (с определением единого его формата, целевой аудитории, ценовой категории, прогнозной посещаемости и конверсии и др.);

· Обеспечения оптимального пула арендаторов;

· Оптимальной конфигурации торговой аллеи;

· Навигации, дизайна, световой концепции, запахов и др.

· Управления договорами аренды;

· Выстраивания отношений с арендаторами;

· Внедрения системы метрик торгового центра: посещаемость, конверсия и др.;

· Обеспечения надлежащего технического обслуживания объекта.

По мнению эксперта, управление также является инструментом для повышения стоимости и капитализации объекта на различных стадиях.

На инвестиционных рынках крупные игроки рассматривают и готовы приобретать объекты с понятным и эффективным управлением, которые могут обеспечить международные консалтинговые компании, дополняет Денис Четвериков.

Кто управляет в Беларуси и управляет ли вообще?

Международный эксперт отмечает, что, как ни странно, но в Беларуси property management в полном смысле этого слова пока не существует. Собственники объектов зачастую не готовы делиться полномочиями и оплачивать услугу, смысл и результаты которой они не понимают, либо когда компетенция управляющих ниже, чем она есть у девелопера.

В принципе, девелоперов можно понять. Для того чтобы обеспечить максимальную эффективность торгового центра, особенно в средне- и долгосрочной перспективе, нужно уметь разрабатывать и реализовывать концепцию торгового центра, вырабатывать видение и варианты его развития. Такими знаниями на белорусском рынке обладает небольшое количество компаний и специалистов. Например, наша компания за 12 лет работы на рынке разработала несколько десятков подобных концепций, говорит Денис Четвериков.

Объекты в основном управляются или непосредственно собственниками торговых центров, или созданными ими аффилированными управляющими компаниями. Последние, как правило, создаются, если у девелопера есть несколько торговых объектов или они разноплановые.

— Почему так поступают девелоперы?

Есть два ответа на этот вопрос. Либо у девелоперов нет выбора и предложения на нашем рынке соответствующих услуг, либо они вообще несколько пренебрежительно относятся к аутсорсингу, высказывает свою точку зрения Денис Четвериков. Многие национальные бизнесы в принципе заточены под то, что «все деньги» должны находиться внутри компании. Это касается не только управления недвижимостью.

Специалист уточняет, что сегодня на отечественном рынке к аутсорсингу услуг лояльно относятся лишь клининговые компании. Они поняли, что нанимать и содержать штат собственных уборщиц нецелесообразно.

«Практика Девелопмент», взявшая в управление ТЦ «Галерея Минска», на своем локальном рынке в России не отличается большим портфелем управляемых объектов, говорит эксперт международной компании Colliers International.

Говорить о том, что российская управляющая компания всерьез занялась управлением на белорусском рынке пока преждевременно. Изменений в управлении объектом и самой команде пока не видно. Пожалуй, самым громким событием, которое произошло с «Галереей Минска» после перехода ее под управление «Практика Девеломент», становится замена арендатора Reserved на H&M, дополняет международный эксперт.

Денис Четвериков говорит о том, что по мере развития белорусского рынка крупной торговой недвижимости будут расти и специалисты, и компании, которые обеспечат профессиональное управление торговыми центрами.

И, самое главное, собственники объектов увидят разницу в уровнях своего профессионализма и выросших сторонних управленцев и смогут принять осознанное решение о передаче объекта во внешнее управление, — заключает эксперт.

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

«‎Были дома, а сейчас – хибары». Как живет приговоренный к сносу частный сектор на Гурского

37878

Минчанин построил дом в деревне по-фински: теплый, с сауной и печкой. Побывали у него в гостях

62621

Белорусы построили дом из пенопласта — и очень довольны. Побывали у них в гостях

13073

Сколько стоит квартира в Минске? Большой обзор новостроек с ценами от застройщиков (часть 2)

35465

Такого мы еще не видели! Минчанин построил дом с выезжающей на улицу кроватью

48144

Как агенту искать клиентов в 2025 году? Настраиваем поток входящих заявок

1745

«‎Сейчас это тихий центр». Как живется в недорогих хрущевках у метро «‎Пушкинская»

23414

«Не переехала бы отсюда никогда». Как живется на некогда престижной улице Заславской в Минске

95008

«На рынке дефицит однушек». Эксперты — о том, что происходит с квартирами в Минске

19667

Белоруска продала квартиру в Минске и построила необычный дом у леса. Побывали у нее в гостях

35331

«В понедельник я показала квартиру, а уже в пятницу получила деньги». История быстрой продажи двушки в пятиэтажке

26483

«Отсюда очень сложно переехать». Как живется в советских панельках возле Дроздов

21082

«Однажды я прямо на сделке одолжила покупательнице деньги». Агент по недвижимости — честно о своей работе

1581

«Хотелось вернуть этому месту былое величие». Белорус построил дом на месте панской усадьбы

20561

Привлечь реальных клиентов: как агентству недвижимости сделать эффективную рекламу?

1630

В Зеленой гавани появятся детский сад и школа. А какое жилье расположится рядом?

9626

«Тут даже туалета не было». Семья превратила две старые коммуналки в очень красивую квартиру

17394

«Собственнику агентства недвижимости важно не отставать от меняющейся реальности». Интервью с основателем Greenman Realty Group

9187

«Стоимость квадрата здесь точно вырастет». Как живет и меняется один из самых ярких кварталов Минска

12274

«‎Мы на пике цен, дальше — снижение». Эксперты рассказали, что происходит с квартирами

24480