«Строят ради того, чтобы построить, а директором ставят завхоза». Мнение: что не так с туристическим бизнесом в Беларуси

  2913

После публикации статьи о продаже базы отдыха в деревне Волма за баснословные деньги в редакцию портала написал наш читатель Александр. Он долгое время работал в управлении загородного гостиничного комплекса, поэтому решил поделиться своим мнением — что не так в Беларуси с туристическим бизнесом.

«Это просто мое мнение, никого не осуждаю и не учу»

— Сразу хочу обратить внимание, что я не «пиарюсь», не учу и не осуждаю. Это просто мнение человека, который был внутри этого бизнеса, и, возможно, мои рассуждения кому-то будут полезными.

Когда я увидел у вас заметку о продаже базы отдыха в Волме, я первым делом начал искать, в какой именно Волме. Ведь существует две деревни возле Минска с таким названием. И вот Волма, которая находится в Дзержинском районе, она хоть как-то знаменита — там есть усадьба Ваньковичей, Католический храм св. Иоанна Крестителя. А вот о Волме в Смолевичском районе (где и продается база отдыха) слышу впервые. А все почему? Потому что так были заинтересованы управляющие базы отдыха и местные власти в «пиаре» своей местности как привлекательного направления для туризма.

Посмотрите, какое количество баз отдыха и бывших санаториев сейчас выставлены на торги. А сколько еще действующих простаивают в пустую? А ведь в этом бизнесе существует простая формула — чтобы выйти в ноль, нужно, чтобы гостиница, ресторан, база отдыха или весь комплекс был заполнен на 36% в год. Это только для выхода в ноль. Все, что больше — прибыль.

Это хорошо понимают, к примеру, российские интернет- и тв-провайдеры. Вот почему в гостиницах вы не встретите ни в одном номере телевидение от ZALA «Белтелекома». Потому что они хоть и дают какие-то тарифы со скидками для гостиниц, но все равно приходится платить за каждый номер, даже пустующий, 100% абонентской платы. А когда я вел переговоры с провайдером «НТВ+», у них есть отличный тариф для гостиниц с 30% оплатой услуг. То есть мы платили абонентскую плату только 30% номеров.

Но это не глобальная проблема. Сейчас Беларусь позиционирует себя как лакомое направление для туризма. То есть власти хотят, чтобы страну узнавали по IT, промышленности и по стране для туризма. Этому способствует и введенный безвиз, и спортивные мероприятия. Однако — страна к этому не готова. Не готовы местные региональные власти.

Я сейчас постараюсь подробно рассказать и обосновать свою позицию. Остановлюсь на четырех проблемах в туристическом бизнесе, которые я подчеркнул для себя, и которые, по моему мнению, и являются краеугольным камнем в развитии туризма в Беларуси.

«Базы отдыха строят люди, которые разбираются в стройке, но не разбираются в туризме»

— Первая и главная проблема, которую я выделил, это то, что туристические объекты: базы отдыха, гостиницы, рестораны, загородные комплексы — строят строители, а не «туристы». Туристы — это те, кто разбирается в туристическом бизнесе.

Есть два варианта бизнеса с туристическими объектами: либо его строят с целью продать — это строительный бизнес, либо строят с целью заработка денег на туристах — это туристический бизнес. Но у нас пока практически все объекты, особенно которые появились с 2013 по 2015 годы, возведены по первому варианту. В строительстве были «жирные» годы, «вырвать» все места в городах не получилось, и бизнесмены начинали строить загородную недвижимость для отдыха. Только они далеко были от отдыха. А теперь эти объекты либо не функционируют, либо все деньги уходят на поддержание объекта, а на маркетинг вообще не остается.

Чего ходить далеко? Куча примеров, когда строители возводили гостиницу и ставили централизованную вентиляцию с подогревом и охлаждением. И заезжает только один человек в один номер, а все здание начинает гудеть от вентиляции. Это такой расход энергии! А вот поставили бы в каждый номер кондиционер — за пару лет отбили их стоимость на экономии электричества.

Еще пример. Идет трасса, там большой трафик и днем, и ночью. И есть два участка, где можно построить туристический объект: возле дороги и в 300 метрах вглубь леса. Подальше от трассы при строительстве можно сэкономить на подводе коммуникаций (пусть будет так, что там дешевле), строительная техника не будет мешать проезжающим автомобилям — красота. А возле дороги коммуникации дороже, часть дороги огради, за дисциплиной возле трассы следи… И сами ответьте на вопрос: где будет возводить ресторан строитель, а где турист? И вот проезжают люди мимо этого объекта в глубине леса и не знают, что он там находится.

«Управляют объектами завхозы, а не продавцы»

— Реальная ситуация из жизни. Разговариваю с одним бизнесменом, который строит туристический объект за определенную сумму денег. Пусть это будет $10.000.000. Я у него спрашиваю: «А сколько процентов вы заложили на маркетинг?». Директор, который с первых дней проектировал этот объект, отвечает: «Заработаем первые деньги, тогда вложим их в рекламу». Ну так не заработаете! Откуда к вам придут деньги, если никто не будет знать о вашем объекте.

Ну, а потом директорами таких баз отдыха ставят крепких хозяйственников. Да, я понимаю, что на объекте нужна дисциплина, человек должен разбираться в энергетике, кадрах, зарплатах, налогах, социальной нагрузке и прочем. Но директору совсем не до туристов. То есть он завхоз, но не специалист в туризме, но руководит туристическим объектом.

У нас как принято: директор становится во главе этого объекта, и сразу он должен пройти обучение по промышленной безопасности в «Госпромнадзоре», по технике безопасности в «Энергонадзоре», и тогда любая проверка не будет его штрафовать. Но когда начнут обучать директоров маркетингу? Если человек работает в туристической сфере, он должен уметь продавать.

И получается, что один объект строят туристы, другой строители. Вот стоит объект с бюджетом на рекламу, вот стоит «как только заработаем». Вот стоит Robinson Club, вот стоит туристический комплекс «ФОРУМ». Одна линия, находятся рядом. Но едешь по трассе и видишь рекламу Robinson, а «ФОРУМа» ничего не видишь.

А что нужно проезжающим людям? В первую очередь — поесть. Они видят ресторан Robinson, останавливаются, едят, а потом начинают осматриваться: «Вай, да тут столько всего интересного, давай остановимся». Элементарные вещи.

Но это не только наша проблема. Многие страны проходили через это. К примеру, в Польше был такой период в начале нулевых. Они тоже настроили объектов, не могли их продать, и они стояли пустыми. Выход поляки искали через снижение стоимости номеров, услуг, аренды и прочего. И тогда эти комплексы ожили.

Стоимость услуг

— Плавно перешли к следующей проблеме — стоимости туристических услуг. У нас вся туристическая застройка рассчитана на богатейших людей. К примеру, на том же «ФОРУМе» самый дешевый номер стоит 100 рублей. Так зачем мне ехать в лес, если за эту сумму я сниму квартиру в Минске, ну или доложу немного и заплачу за автобус и квартиру во Львове?

Есть такой проект — «Беларусь за 7 дней». Это когда за 7 дней туристы в сопровождении гида объезжают все достопримечательности Беларуси. Организовывает мой знакомый. Я спрашиваю у него: «А чего вы не останавливаетесь в том же „ФОРУМе“ на ночь?». Он говорит: «Да за такие деньги я сниму квартиру на сутки в Минске недорого каждому туристу, лично развезу их по домам, утром соберу, и у меня еще деньги останутся».

Я бы сам с удовольствием выехал с семьей в какой-нибудь загородный комплекс на выходные, чтобы походить по лесу, пожарить шашлык, но чтобы не готовить самому, а поесть в ресторане. Что-то типа дачи с обслуживанием. Но не готов платить 300 рублей за 3 ночи. Да и никто в здравом уме за такое не заплатит.

Пляж «Бульбаш» возле яхт-клуба на Минском море. Там же планировалось элитное место отдыха для людей, у которых есть деньги. Зеленая травка, чистый берег, ресторан, шезлонги, бассейны, яхты, охрана, закрытая территория. Там на рендере или рекламе были Бентли, Ролс-Ройсы, самолеты, припаркованные рядом. Я заехал туда через год — рыжая выезженная трава, люди, которые заходят безо всякой охраны и дресс-кода. Спрашиваю: «Почему?». Говорят, что вообще никого не было, на кого метили.

Куда сейчас едет отдыхать белорус на выходные? Прибалтика, Польша, Украина. Все почему? Потому что там отдохнуть на входных дешевле, чем это сделать в Беларуси. Даже с дорогой и покупками. Летом многие белорусы едут на Нарочь — там не пробиться в жаркие дни. Почему только туда? А это становится понятно из следующей проблемы.

Местные власти не заинтересованы в туризме

— Пока наверху кричат, что туризм так важен для Беларуси, региональные власти тихо отмалчиваются. Потому что они к туризму абсолютно не готовы.

Вот пример: есть такой городской поселок Зельва. Там есть крупнейшее в Гродненской области водохранилище, красивейшее место, прямая дорога на Белосток и Волковыск, рядом церкви оборонительного типа… Короче, такой сгусток западной Беларуси в одном месте. У них есть одно интереснейшее туристическое направление — Анненская ярмарка. Мероприятие своими корнями уходит в начало XVIII века, когда владельцам Зельвы магнатам Сапегам удалось в 1720 году получить «прывилей» короля Августа на проведение торгов и ярмарок. В то время говорили: «Зельвенцы 11 месяцев в году скучают, а месяц живут». И это было действительно так: на ярмарку, которая в свое время считалась второй по величине в Старом свете после Лейпцигской, съезжалось до пяти тысяч купцов со всей Европы. Но самой главной «фишкой» «Ганненскага кірмашу» были «лошадиные торги». Бывало, что здесь продавали до нескольких тысяч коней!

И вот решили местные власти восстановить эту традицию. И что из этого получилось? Колхозы ставят свои палатки и сидят. Я спрашиваю у них: «Как вам?». Они говорят, что ладно раньше мероприятие проходило раз в два года, и они как-то готовились. А сейчас каждый год, во время уборочной, и люди просто сидят и валяют дурака. Ни музея, ни экскурсий, ночевать негде, кухни местной никакой, ресторан закрывается, как и в обычный день. А где я деньги тратить буду? Идея-то мероприятия интересная, а вот исполнение никакое. Потому что местным властям этого не надо.

Другой пример — Браслав и фестиваль Viva Braslav. Местные власти пошли навстречу организаторам и предоставили все необходимое. И теперь об этом мероприятии знают и в России, и в Украине, и в Прибалтике. Или фестиваль в Лиде. В самом городе только замок — 4 стены, и пивоварня. А какое удалось сделать мероприятие! Опять же — потому что чиновники увидели в этом перспективу. И я хочу сказать, что один такой фестиваль может кормить город целый год.

И вот базы отдыха, мероприятия и прочее, которые начали предлагать что-то свое и заручились поддержкой — они на слуху. Рыцарский фест в Мстиславле, Дудутки, Ольманские болота и так далее.

Другое дело, когда этим не заинтересованы власти. В «Форуме» владельцы просили чиновников сделать им скидку на аренду, свет и прочее, чтобы собственники могли снизить цену на услуги и привлечь туристов, на что власти ответили: «Мы бы с радостью, но нас заподозрят в коррупции, так что нет».

И вот если бы база отдыха, которую продают в Волме, прошла по всем этим четырем пунктам: пересмотрела устройство объекта, купила рекламу, установила ценник, заручилась поддержкой местных властей и придумала свою «фишку», то и не продавали бы ее.

*Это частное мнение, оно может не совпадать с мнением редакции.

Читайте также:

УКС Мингорисполкома предложил квартиры в высотке «Лазурит» на пр. Победителей. Цена кв. м «двушки» с парковкой — от 3 125 рублей

Наконец-то «по 500». Под Минском будут развивать дешевое индивидуальное строительство, но территорию у МКАД и МКАД-2 хотят попридержать

За два миллиона не берут. Цену на торговый центр «Силуэт» в Бобруйске снизили в 6 раз

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом

36145

Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом

22469

«С соседями мы — как родные люди». Как живется в доме со знаменитым магазином «1000 мелочей»

22029

«За стенкой кто-то чихнул – ты услышал». Как живется в советских пятиэтажках в Серебрянке-1

9193

Почему нам так хочется переехать в новостройку и сделать свежий ремонт? Разбираемся в психологии нового

6889

«Миллениалам важен престиж, а зумеры верят блогерам». Спросили у риэлтера, как выбирают квартиры разные поколения

16066

Ипотека под 4,7% годовых, дорогая аренда и много работы «за минималку». Белоруска рассказала о жизни в Чехии

17368

Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?

2753

Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?

8890

«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке

69803

Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?

2259

Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?

3607

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706

Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса

92290

"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х

80457

До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить

84124