Иван АНТАШКЕВИЧ: «Стране нужна принципиально новая жилищная политика»

  578

Никакой реформы ЖКХ в стране нет, есть только повышение тарифов и издевательство над народом, считает автор альтернативной концепции развития жилищно-коммунального хозяйства незарегистрированного объединения «Пятерка плюс» Иван АНТАШКЕВИЧ.

Эксперт уверен, что в ближайшем будущем белорусам нужно готовиться только к худшему — постоянному росту цен и дальнейшему обветшанию жилфонда.

«Если нет общих перемен (и политических, и экономических) на уровне всего государства, нет перемен и в ЖКХ, — сказал И. Анташкевич в беседе с корреспондентом „БР“. — Толчок к изменению дает закон, но реально этим занимаются люди внизу, мотивированные на изменения. У нас же высшие эшелоны власти занимаются демагогией, а граждане не имеют правового поля для осуществления перемен».

Проблема реформирования ЖКХ, по мнению эксперта, упирается сразу в несколько позиций: тарифы, техобслуживание и капремонт, энергосбережение, противоречия между новой структурой собственности жилья и старой системой управления, но главное — законодательная база.

Собственник — иной, система — прежняя

Этап создания товариществ провалился именно потому, что не было подготовлено соответствующее правовое поле и не проведена необходимая реорганизация, считает И. Анташкевич.

Прошедшая в стране приватизация практически полностью изменила структуру собственности жилья, по этому показателю мы обогнали даже соседнюю Польшу. Но техническое обслуживание этого частного жилья осуществляет государственная монопольная структура советского типа. Альтернативы нет. Причем люди никак не могут проконтролировать работу ЖЭСов и узнать, обеспечили им пресловутое техническое обслуживание или нет.

«Это порочная и примитивная система, — считает И. Анташкевич. — Ежемесячно люди приходят в кассу и дают деньги. И не спрашивают, куда они пойдут, на что будут потрачены. Такая бесконтрольность порождает бесхозяйственность. Только в прошлом году минчане жаловались на работу ЖКХ 500 тысяч раз! И все разговоры о создании информационных центров, о прозрачности расчетов — все это хорошо, но без глобальных перемен — стихи».

Местные органы власти, на которые так часто пеняют в Совмине, не заинтересованы в положительных изменениях работы ЖКХ. От жителей региона они напрямую не зависят, а значит, и нет мотивации решать их проблемы. Что же касается альтернативы ЖЭСам, то она появится в республике вместе с гарантиями защиты капитала. «Пока в Беларуси действует „золотая акция“, нечего и мечтать об альтернативных структурах», — считает И. Анташкевич.

На Западе жители каждого дома сами осуществляют управление своими средствами и точно знают, какая копейка куда идет. Белорусы же стали заложниками советской наследственности. Финансирование ЖКХ тогда осуществлялось по остаточному принципу, львиную долю затрат на энергию компенсировало государство. В итоге, когда подошел срок массовых капитальных ремонтов, оказалось, что денег на их проведение нет.

«Если принять во внимание весь недоремонт в нашей стране, — сказал И. Анташкевич. — То только на его проведение потребуется более двухсот лет, а ведь с каждым годом домов, требующих капремонта, становится все больше». Но ведь граждане все это время честно выплачивали отчисления на капремонт, поэтому вполне обоснованно рассчитывают на его проведение. И когда им предлагают создать товарищество, возникает резонный вопрос: а что с капремонтом? Государство не дает никаких гарантий, что он в связи со сменой формы управления будет произведен. «Я думаю, белорусов в скором времени ждет большая обдираловка — люди будут делать ремонт за свой счет», — предполагает наш эксперт.

Тарифы будут расти

«Вне зависимости от существующей власти в стране цены на услуги ЖКХ будут расти, это объективный фактор», — уверен И. Анташкевич. По его словам, когда страна встала на рельсы самостоятельности, она попала в рыночную внешнюю среду. Соответственно, и ресурсы в Беларусь стали приходить по рыночным ценам. Для того чтобы по-прежнему дотировать жителей страны, нужны средства, и немалые. Пока нас спасает дружба с Россией, но и это ненадолго.

Начиная с 2001 года белорусы уже пережили ряд шоковых повышений цен на тепло- и электроэнергию. Но это только начало. Несмотря на все братские чувства, Россия строго идет своим курсом, ей невыгодно поставлять дешевые ресурсы. Поэтому повышение цен для Беларуси — всего лишь вопрос времени, считает И. Анташкевич.

«Договоренность между Путиным и Лукашенко о сохранении на 2006 год действующей цены на газ — лишь временное, политически мотивированное отступление от роста цены российского газа к европейскому уровню», — говорит эксперт. В этой ситуации необходимо серьезно задуматься об энергосбережении и энергоисточниках. Пока у нас в стране об этом только много и громко говорят, не предпринимая конкретных действий. Между тем среднестатистический белорус потребляет газа в 3−4 раза больше, чем европеец. И эта разница год от года увеличивается, несмотря на все «усилия» правительства.

По мнению И. Анташкевича, энергосбережением у нас никто реально не занимается, так как чиновник на месте в этом не заинтересован, ему проще нарисовать нужные цифры. Внедрение приборов учета тепловой энергии само по себе не означает экономию. После их установки положение, как правило, не меняется, да и тарифы имеют скверную привычку постоянно возрастать. Часто и приборы устанавливаются не того типа.

«В хорошем приборе заинтересован только житель, — заметил И. Анташкевич. — Но он не хозяин в своем доме. Монопольно все деньги жителя сосредоточены на счете ЖЭСа, который осуществляет посреднические услуги. И никому нет дела до того, переплатил житель или нет, холодно ему или жарко. Деньги получены — и ладно. Да о какой вообще энергоэффективности можно говорить, когда сегодня мы в жилом секторе сжигаем впустую около половины импортного газа! Ведь население все это оплачивает, зачем же экономить? Я уж не говорю, что при таком управлении страной нам не видать ни квартирных регуляторов тепловой энергии, ни энергопассивных, ни снижения потребления энергии в итоге».

Можно обойтись

без шока

Автор альтернативной концепции реформирования ЖКХ уверен, что исправить положение можно. И вовсе не обязательно при этом опираться на российский опыт шоковой терапии. Конечно, государству придется вложить немало средств, подготовить соответствующую законодательную базу, в стране должен появиться независимый суд, где потребитель услуг сможет отстаивать свои права. И уже после этого можно приступать к созданию совместных домовладений при условии, что каждый дом будет знать, сколько денег на капитальный ремонт дотирует бюджет и сколько будет необходимо вложить самим.

Нужен и дополнительный стимул — например, освобождение от уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать условия для появления альтернативы ЖЭСам, отдать все теплоузлы теплоснабжающим организациям, определить, что дом заканчивается на крыльце, вся остальная территория — забота местной власти.

Отдельный вопрос — тарифы. И. Анташкевич предлагает временно их заморозить до достижения уровня средней зарплаты примерно в 400 USD в эквиваленте, а также принять закон, обеспечивающий скидку 50% в оплате услуг для пенсионеров сроком на 10 лет. После этого тарифы можно постепенно повышать, поэтапно исключив государственные дотации вообще.

«А вообще, стране нужна принципиально новая жилищная политика, основанная на политических и экономических переменах», — уверен И. Анташкевич.

Справка «БР»

Иван АНТАШКЕВИЧ, 53 года, член-корреспондент Международной академии организационных и управленческих наук, директор фонда «ЭКОН». До 1989 года работал в строительстве и системе городского хозяйства. Был главным инженером строительного управления, помощником председателя Мингорисполкома, зам. председателя Первомайского райисполкома, начальником управления жилищного хозяйства Мингорисполкома. Являлся президентом Минскбизнесбанка, гендиректором концерна «Анкор», где производилось энергосберегающее оборудование. В 2000 году инициировал создание Республиканского союза ЖКХ, который возглавлял до 2003 года.

Читать:
Теги:

Страны: Беларусь

Эксклюзив Realt.by:

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом

36078

Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом

22418

«С соседями мы — как родные люди». Как живется в доме со знаменитым магазином «1000 мелочей»

21991

«За стенкой кто-то чихнул – ты услышал». Как живется в советских пятиэтажках в Серебрянке-1

9169

Почему нам так хочется переехать в новостройку и сделать свежий ремонт? Разбираемся в психологии нового

6871

«Миллениалам важен престиж, а зумеры верят блогерам». Спросили у риэлтера, как выбирают квартиры разные поколения

16043

Ипотека под 4,7% годовых, дорогая аренда и много работы «за минималку». Белоруска рассказала о жизни в Чехии

16900

Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?

2737

Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?

8873

«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке

69765

Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?

2252

Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?

3603

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706

Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса

92290

"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х

80457

До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить

84124