«Хуже уже не будет». Репортаж с борющегося за жизнь авторынка «Малиновка», «точка» на котором раньше стоила $ 10 тысяч
7796 4Авторынок «Малиновка» выставлен на продажу за $ 17 миллионов. Что это значит для Минска? Исчезнет ли рынок? Мы решили съездить в по-настоящему уникальное место, чтобы поговорить с продавцами всего, что нужно для автолюбителей. Репортаж о безысходности, надеждах и вере в лучшее от представителей уходящей эпохи уличной (и не только) торговли.
«Это единственный авторынок в Беларуси, где можно найти все»
Рынок работает 26 лет, и за это время здесь многое менялось, но в основном все узнаваемо даже для явных старожилов. Мы приезжаем на авторынок в будний день, на стоянке не очень много машин. На улице морозно, поэтому сразу заходим в крытую часть авторынка. На первом этаже немало открытых павильонов. Людей для буднего дня прилично (правда, потом выяснилось, что большинство из них — это сами продавцы). В целом, здесь чувствуется жизнь, но есть стойкое ощущение, что сработала машина времени, и я перенеслась на 15−20 лет назад. Похожая атмосфера была тогда на вещевых рынках, где привезенными из России джинсами торговали ушлые продавщицы и отовсюду слышалось сакраментальное: «Вам очень идет». Здесь продавцы настроены не так оптимистично, но проблемой всему видят не смену собственника, а скорее ситуацию в стране и коронавирус.
Подхожу буквально в первый торговый павильон и оказывается, что продавец не знает о том, что рынок выставлен на продажу. По его словам, он здесь работает недавно, и поэтому «свое мнение оставит при себе». Продавцы в магазинчиках от официальных диллеров так же немногословны.
На первый взгляд, новость о продаже авторынка никак «не трогает» арендаторов. Продавец автозапчастей Александр, например, считает, что «хуже уже все равно быть не может»:
— Авторынок «Малиновка» — это свой мир, в основном, за счет людей, которые здесь работают. Здесь есть преемственность. Даже тот, кто новенький сюда приходит, это либо родственник, либо люди, которые… Ну как-то не принято здесь, чтобы кто-то со стороны работал — специфика самих продаж автозапчастей. Даже новые люди, которые сюда приходят, они не выдерживают: много времени нужно обучаться, а доходы уже далеко не те, что были лет 10−15 назад.
— Почему доходы не те? Высокая аренда?
— Да, высокая аренда. Здесь много раз были небольшие стачки по снижению аренды, но не изменилось ничего. Конкретно в этом месте очень много частных павильонов, а на втором этаже и на улице — там арендуют. У меня было 2 павильона на улице, но держать аренду в нынешних условиях невыгодно — 30 евро за «квадрат». И я уже полтора года как отказался.
Но у Александр есть павильон в собственности, поэтому спрашиваю:
— А если рынок продадут, как Вы думаете: что-нибудь изменится?
— Главное, чтобы хуже не было. Хотя… Куда уже хуже? Работа по привлечению клиентов тут не проводится уже давным-давно. Платный туалет, платные заезды. Наверное, это единственный торговый центр, который не идет навстречу потенциальным клиентам. Поэтому хуже… я не знаю. Это только если полностью профиль поменять. Но сейчас это единственный авторынок в Беларуси, где можно найти все.
Продавец еще одного павильона работает, по его словам, здесь уже 20 лет. И сейчас поток покупателей значительно снизился, но тому есть объективные причины:
— Рынок работает, как и работал — все зависит от экономической ситуации в стране. Если ситуация будет лучше, то и здесь будет лучше. А от собственника что зависит? Здесь все в собственности. Сразу строилось так, здесь все строили люди. А собственник рынка пусть что хочет, то и делает. Если умный попадется, будет развивать дальше, разовьет и все будет нормально. Тут судить нельзя, в зависимости, какая ситуация в стране. Сейчас — коронавирус, сейчас вообще все стоит: и Россия, и у нас. Но все работают.
— Ждете лучших времен?
— Надо, чтобы коронавирус прошел. Если разобраться, люди по всей Беларуси денег не могут заработать. А собственник… Кто его знает? Тут уже этих собственников было…
«Если брать ситуацию в стране, мы тут еще более-менее»
Если на первом этаже практически все павильоны в собственности, то на втором — сплошь арендаторы. Идем туда, и на пути видим обнадеживающее объявление: «Второй этаж работает!» Только попадая на этот самый второй этаж, сразу понимаешь, что объявления не всегда правдивы. Здесь открыты от силы 5 павильонов, покупателей нет. В конце ряда встречаем арендатора склада Сергея (оказалось, что часть павильонов переоборудованы в склады для интернет-магазинов):
— Здесь давно уже склады, павильоны никто не купит — там ценники баснословные. Но в аренду можно взять павильон за то, сколько кто предлагает. Да тут бесценно все! — резюмирует владелец интернет-магазина.
— Как вы считаете, людям в принципе нужен вот такой авторынок?
— Думаю, что это уже все отжившее — все уходит в интернет. Большие фирмы все повыжимали, да и пандемия. Россияне раньше ехали, а сейчас все — никто не едет, границы закрыты. Посмотрите, что творится, — Сергей показывает в сторону полупустых торговых рядов на улице. — Раньше «точка» стоила $ 10 тысяч, а сейчас за $ 1 забирает «контора».
— В смысле за $ 1 доллар его можно купить?
— Нет. Если ты оставляешь территорию, то рынок забирает ее за $ 1 доллар. А вообще здесь полно мест, приходите снимайте. Склады сдаются по 1 евро за «квадрат». Но здесь коммуналка сумасшедшая. Я за «трешку» плачу 100 рублей в месяц, а за павильон площадью 18 кв.м. — 120 рублей коммуналки.
Мы продвигаемся на улицу, как раз в те полузакрытые торговые павильоны. В нос практически сразу бьет запах «быстрой» еды в «Сайгоне», который не спутаешь ни с чем. Неподалеку, кстати, открыты еще пара «точек» с едой (в основном, это шашлык или шаурма). Но людей возле окошек на выдачу заказов нет совсем.
В самом начале торговых рядов довольно оживленно беседуют несколько продавцов, как раз обсуждают, сколько сегодня было покупателей. Подхожу, спрашиваю:
— Как здесь ситуация с покупателями? Люди приходят?
— Да вы же сами все видите — покупателей нет, одни продавцы стоят.
— А вон там двое грачей пошли, — тут же встревает в разговор еще один продавец, указывая рукой в конец торгового ряда.
— А кто такие грачи?
— Это покупатели, точнее, люди, которые ходят по рядам, спрашивают, но ничего не покупают. Они и не купят.
Другие продавцы, сидящие между рядов, активно обсуждают продажу авторынка.
— Сколько вы говорите? 17 миллионов долларов? Так и не дорого, — смеются очень тепло одетые ребята.
— Мы тут решили скинуться и купить, буквально немного не хватает, — тут же подхватывают другие. — Вот купите у нас что-нибудь, там, глядишь, и хватит.
Вадим, который по его словам, работает здесь уже 25 лет, относится ко всей ситуации философски:
— Я здесь сижу с самого начала, мне уже не хорошо и не плохо — не от чего отталкиваться. Я четверть века провел здесь, с 1996 года.
Мы еще более-менее выживаем. Послушаешь других, так им вообще нечем заняться. Мы еще с запчастями как-то держимся. А так продавцы жалуются все время, но и 10 лет назад жаловались, и 20 лет назад жаловались — ничего не меняется. Но если брать в целом ситуацию в стране, то мы тут еще нормально.
Самый большой спад по покупателям начался еще в 2014 году. С тех пор русские перестают ездить, и становится все хуже и хуже. Я это четко запомнил.
— А что нужно сделать, чтобы стало лучше?
— Давайте мы вам что-нибудь продадим. Какая у вас машина? — смеются тут же продавцы.
— А если серьезно?
— Не бывает так, чтобы везде хуже, а у нас тут лучше. Нет, конечно, — продолжает Вадим. — Даже если будет новый собственник — что изменится? Голову поменяют, а состав-то весь останется.
— Аренду уже скинули, но покупателей больше не стало, — тут же делятся своей болью продавцы с соседних павильонов. — У нас самая дорогая аренда в городе — 26 евро за «квадрат» в месяц.
— А вообще здесь остались только «старожилы» — посмотрите вон сами среди продавцов.
Когда я выхожу снова на стоянку, мимо меня проезжает типичный мерседес из 2000-х. Там, прям как по заказу, сидят коротко стриженые ребята в расстегнутых дубленках.
Ухожу с авторынка с некоторой грустью. Интересно, каким будет это место через 5, 10 лет? Изменится ли состав продавцов и будут ли они потом так же разговаривать «за жизнь» с любым пришедшим сюда человеком, будь то покупатель или просто случайно зашедший гость? Пока на авторынок «Малиновка» можно приехать в любой день, и сполна получить глоток «той самой» эпохи, со всеми ее достоинствами и недостатками.
Напомним, торги по продаже ЗАО «Торговый Мир — «Кольцо» (он же авторынок «Малиновка» в народе) пройдут 11 февраля. Объявление опубликовано на площадке Центра промышленной оценки.

Посмотрели, как выглядит первый коттедж в будущем закрытом поселке в Степянке
31124
«Идеальное место для молодых семей». Как живется в советских панельках прямо у леса и Цнянки
16397
«Были дома, а сейчас – хибары». Как живет приговоренный к сносу частный сектор на Гурского
37658
Минчанин построил дом в деревне по-фински: теплый, с сауной и печкой. Побывали у него в гостях
62320
Белорусы построили дом из пенопласта — и очень довольны. Побывали у них в гостях
12769
Сколько стоит квартира в Минске? Большой обзор новостроек с ценами от застройщиков (часть 2)
35220
Такого мы еще не видели! Минчанин построил дом с выезжающей на улицу кроватью
48000
Как агенту искать клиентов в 2025 году? Настраиваем поток входящих заявок
1714
«Сейчас это тихий центр». Как живется в недорогих хрущевках у метро «Пушкинская»
23347
«Не переехала бы отсюда никогда». Как живется на некогда престижной улице Заславской в Минске
94913
«На рынке дефицит однушек». Эксперты — о том, что происходит с квартирами в Минске
19595
Белоруска продала квартиру в Минске и построила необычный дом у леса. Побывали у нее в гостях
35176
«В понедельник я показала квартиру, а уже в пятницу получила деньги». История быстрой продажи двушки в пятиэтажке
26413
«Отсюда очень сложно переехать». Как живется в советских панельках возле Дроздов
20903
«Хотелось вернуть этому месту былое величие». Белорус построил дом на месте панской усадьбы
20523
Привлечь реальных клиентов: как агентству недвижимости сделать эффективную рекламу?
1609
В Зеленой гавани появятся детский сад и школа. А какое жилье расположится рядом?
9601
«Тут даже туалета не было». Семья превратила две старые коммуналки в очень красивую квартиру
17359
«Собственнику агентства недвижимости важно не отставать от меняющейся реальности». Интервью с основателем Greenman Realty Group
9164
«Стоимость квадрата здесь точно вырастет». Как живет и меняется один из самых ярких кварталов Минска
12237- Бизнес центры 123 объявления
- Торговые центры 40 объявлений
- Продажа гаражи, машиноместа 628 объявлений
- Продажа офисы, нежилые помещения 2030 объявлений
- Продажа магазины, торговые помещения 1729 объявлений
- Продажа рестораны, бары, кафе 152 объявления
- Продажа склады, производства 1023 объявления
- Продажа бизнес, сфера услуг 783 объявления
- Аренда офиса, помещений 2290 объявлений
- Аренда магазины, торговые помещения 1852 объявления
- Аренда рестораны, бары, кафе 125 объявлений
- Аренда склады, производства 672 объявления
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес 385 объявлений
- Аренда гаража, машиномест 47 объявлений