Бросил пить, ездил на Байкал в сланцах, восстанавливает дом деда. Удивительная история парня с Полесья
13558Чтобы рассказать историю Сергея, потребовалось две встречи. Между первым и вторым интервью прошел год, но для нас время как будто замерло. А все потому, что в поездках мы застали превращение лугов Полесья в море Геродота. Сергей стал одним из первых, кто разработал туристический маршрут по разливам Припяти. Парень говорит, что в свои 29 лет ощущает себя 60-летним мужчиной. Он успел обрести навыки выживания на болоте, прожигал молодость за стаканом, а потом отправился путешествовать автостопом в резиновых шлепках. После его жизнь кардинально поменялась. Сейчас Сергей делает ремонт в дедовском доме и мечтает, что в когда-то самую большую деревню Беларуси вновь вернется молодежь. Рассказываем про полешука, чья жизнь была такой же экстремальной, как у героев повести Янки Мавра.
Полесье — самое романтизированное место в Беларуси. О нем мы узнаем в школе через произведения классиков и на уроках географии. Тогда у многих возникали только одни ассоциации с этим уголком — бескрайнее болото и тяжелая жизнь. Согласитесь, в юности это не вызывало никакого восторга. О том, насколько Полесье уникальный регион с возрастом объяснять уже не приходится. Говор полешуков, их образ жизни никого не оставит равнодушным. По-доброму они кажутся инопланетянами в глазах других белорусов. Как они сами признаются, их характер закаляли те самые болота и вода, что весной затапливала деревни, проверяя людей на прочность.
— Сейчас везде стоят дамбы, но еще в моем детстве мы были окружены водой, — рассказывает 29-летний Сергей, показывая нам здешнее чудо — море Геродота.
Мы приехали в агрогородок Рубель, что находится на юге Беларуси. 50 лет назад тут была самая большая деревня страны. Сейчас же людей здесь меньше, чем в довоенные годы, но пустым агрогородок точно назвать нельзя. За час здесь проезжает больше повозок с лошадьми, чем машин.
— У нас это до сих пор основной вид транспорта. Если видите, что кто-то в районе на повозке, знайте, это рубельцы.
Но еще 20 лет назад даже лошади были не так востребованы в хозяйстве весной, как дубы — именно так здесь называют лодки, которые вырезали из дуба.
— Местные прикрепляли мотор: «Вихрь», «Ветерок», или «Москва» и сплавлялись до Давид-Городка, Столина, Пинска. Даже в Гомель можно было доплыть. Лодки стояли в каждом дворе, ведь на них во время паводков держалось все хозяйство. Сено, дрова — все перевозили. Помню, что в доме как-то вода стояла по окна, поэтому кровати ставили на специальные колодки. Перевозили скотину, привязывая к повозкам, чтобы не разбегались. У нас никогда не было нормальных дорог — все в грязи и затоплено. Ночами не спали, слушали, как лед двигается. Бабушка рассказывала, что добиралась в школу, лазая по заборам.
Прежде всего такой образ жизни формирует характер, стремление выживать всеми способами. Поколение постарше о паводках вспоминает, как об угрозе. Когда все дороги затапливало, сахар, муку и хлеб в деревню доставляли на вертолете.
Парень признается, что и ему было тяжело, но теперь трудности воспринимаются с благодарностью, а в памяти остались десятки забавных историй. Вот одна из них: как-то раз он решил сократить путь — не идти на мост, а переплыть реку. Навыки пловца оставляли желать лучшего, поэтому надеялся, что спасут бутылки с напитком — удержат на воде.
— Доплываю до середины реки, а эти бутылки из меня повылазили как поплавки. Около берега чуть не утонул, но все-таки доплыл. После этого два дня на реку не ходил, — вспоминает с улыбкой парень. — Сейчас можно увидеть только гусей и кур на выгуле, а раньше, в лужах по среди улицы и свиньи качались. Мы, дети, с ними плескались. Повзрослев, забавы были другого уровня — устраивали гонки на лодках. Представьте, у нас тут около 1500 дворов, значит — 1500 лодок. Все молодые ребята, у кого мотор посильнее, участвовали. Сейчас у нас запрет на передвижение на маломерных судах, поэтому повторить не получится.
— Знаете, у нас было покруче, чем в «Полесских робинзонах» Янки Мавра. В 12 лет я собирал снопы, в 14 — пахал поле, ездил в лес за дровами на Ольманские болота. Подработки в теплицах позволили к 14 годам обзавестись собственным мотоциклом. Какие дети сейчас могут похвастаться такой свободой? Наверное, единственный поступок, которым я не горжусь, произошел в 11 классе. Тогда мы с приятелем организовали самогоноварение. Самогон и сало в банках — валюта, которой расплачиваются и по сей день. Только теперь я беру только салом, — смеется Сергей. — А почему нет? Мы видели, что и родители это делают. Перенимали традицию так сказать. Мой друг половину аппарата своровал дома, вторую часть я нашел у себя. Нашли схему в интернете, как и что подключать. Купили мешок зерна, дрожжи, варенье пособирали. Делали все на даче, а на переменках на мотоцикле ездили мешать. Выгнали 15 литров. Устроили с друзьями такой праздник, собрали всех на шашлыки у реки. С другой стороны, какой был энтузиазм, инициативность. Смогли все сами найти и придумать — это единственный плюс.
Сергей признается, что большая часть его сверстников уже давно уехала из деревни Рубель. Он чаще встречает их в Минск Мире, чем на родине. Миграцию молодой человек объясняет тяжелым соседством с болотом и неудобной дорогой.
— Некоторые из знакомых продолжают традицию старшего поколения — пьют. Я и сам был таким до определенного момента. Мне 29 лет, а я ощущаю, что прожил жизнь шестидесятилетнего мужика. Я прошел через все: с детства смотрел за хозяйством, прислуживал пономарем, потом пошел в армию, попутешествовал, два раза женился, стал отцом троих детей, теперь вот строю дом, доделываю ремонт в доме бабушки и дедушки. Но многих счастливых событий могло и не быть, если бы я не вышел из зоны комфорта, после чего произошла переоценка ценностей.
Перемены пришли в 2018 году. Сергей жил в деревне Рубель, а его первая жена уехала на сессию в другой город.
— Понял, что уехала она с концами. Тогда докурил последнюю сигарету, выбросил телевизор из окна. Оставался только алкоголь, который не давал мне в полной мере ощутить себя свободным человеком. Один раз я проснулся с мыслью, что вообще не хочу жить. Думал, как избавиться от этой депрессии. Внутренний голос подсказывал, что нужно следовать за своей мечтой. А я всегда хотел увидеть Байкал, — рассказывает о своем опыте Сергей. — Я собрался в путь за два дня. Денег на руках не было, сбережения друзья вернуть не смогли, но это меня не остановило. Перед отправлением написал в доме на стене «Байкал». Нужно было обозначить, куда я направился, потому что боялся, что не вернусь — где Байкал, а где Полесье!
Сергей вышел в резиновых сланцах на дорогу в поисках попуток. В кармане — 50 долларов, в рюкзаке — парадные мокасины и что-то из одежды.
— Когда доехал до Пензы, свернул в Казахстан. Переломный момент настал, когда я поднимался на пик Советов. Его высота 4317 м. Для деревенского парня, который дальше Минска никогда не был, это было что-то сверхъестественное. На полпути ботинки начали разваливаться. Я не мог и вверх подниматься, и спуститься было страшно. Думал, зачем вообще сюда приехал. Злился на себя, мол, почему не сиделось дома. Боялся, что сорвусь, не взглянув на Байкал. Внутри шла борьба, я плакал. На высоте 3800 начали замерзать ноги. Носки порвались, мокасины превратились в тряпку. И тут я вижу на огромном булыжнике зимние носки. Разве это не чудо? Надеваю носки на свои мокасины и добираюсь до вершины, где земли не видно, все в облаках. Ревел минут 15 от того, что переродился. Спустившись, я парил в облаках, все было по колено.
После этого Сергей уже добрался до Байкала, побывал на Алтае, посетил и Кольский полуостров. Где-то парень останавливался, чтобы поработать, а потом вновь вмещал свою жизнь в рюкзак и отправлялся в путь.
— В поездках мне встречались люди, которые помогали мне начать новую жизнь. Я вспомнил, как радоваться, быть счастливым без никотина и алкоголя. Вернулся в какое-то детство, где все эмоции и чувства были настоящими. Тогда я посчитал, сколько времени мы потратили на застолья. Если все суммировать праздники, то у нас получится почти месяц. Как минимум месяц я тратил на алкоголь, а мог кататься по миру!
После того, как Сергей вернулся в Беларусь, с выпивкой ему было не по пути. У парня появилась цель, желание заниматься бизнесом. Все начало приходить в норму: стали притягиваться люди, которые поддерживали его идеи и помогали их реализовать. Одна из них — сплавы по рекам Беларуси. Кстати, все они позиционируются как трезвые. Сергей хочет, чтобы люди наслаждались природой, а не превращали поездку в повод пригубить рюмашку, закусив шашлыком.
— Побывав в разных местах, я честно могу сказать, что не зря Беларусь называют центром Европы. У нас идеальный климат, красивая природа, есть земля, где все растет, — считает Сергей. — Я хочу показать Рубель с другой стороны. Я мечтаю стать примером не только для своих детей, но повлиять и на общество. Мою деревню губит алкоголь. Если бы я не уехал путешествовать, кто знает, как жил бы тогда. Жил бы вообще? Может мужчины увидят на моем примере, что есть и другие способы расслабиться. Найдут дело по душе. Ведь в первую очередь, воспитывать нужно себя. Возможно, это поможет возродить Рубель, вернуть сюда людей.
Молодой человек говорит, что с каждым годом ему все больше пишут соотечественники. Они тоже хотят взглянуть на болота, море Геродота другими глазами.
— Как-то ко мне подошли рубельцы и спросили, можно ли им со мной в сплав отправиться. Они боялись, не подумают ли чего дурного о них местные. Да, есть здесь те, кто меня не понимает. Люди привыкли так жить — работать 24 на 7. Они такого отдыха не знают, не замечают красоту, в которой находятся. Одна женщина 50 лет призналась, что только недавно узнала, что агрогородок такой большой. Представляете, впервые за 50 лет попала на другой конец Рубели! Я так не хочу. Себя в старости я вижу с бородой, с внуками на берегу Индийского океана, — улыбается Сергей.
Читайте также:
«Мы хотим тут жить». Как молодая семья восстанавливает сразу два старых дома в деревне
«Моя семья жила здесь веками». Белоруска восстанавливает родовое гнездо в глухой деревне у реки
«Живем в большом лесу». Как супруги променяли квартиру в центре Минска на хату в глуши

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом
24848
Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом
13775
Недалеко от Дроздов и «Левады» началась стройка панельных коттеджей. Что известно?
15712
Хуторской ренессанс. Как минчанка построила барнхаус у Налибокской пущи
11380
«Если поселишься тут — не захочешь переезжать». Как живется в хрущевках на Золотой Горке
28708
Идеально для СПА-комплекса, базы отдыха или загородного клуба. В озерном краю продают участок для бизнеса по очень низкой стартовой цене
7113
Минчанин купил старую панскую школу в глуши и превратил ее в современный дом. Побывали там
99311
«Выходишь из подъезда, и все вокруг зелено». Как живется в советских панельках в Кунцевщине
7881
Известный бизнесмен хочет построить отель на месте пионерлагеря на Минском море. Узнали подробности
9662
В июле 1944 года тут прошел уникальный парад. Рассказываем о «золотом полуострове» в центре Минска
2466
Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?
1750
Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?
7619
«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке
68024
Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?
1763
Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?
2372
Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027
Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440
За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973
Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401
Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706- Бизнес центры 123 объявления
- Торговые центры 40 объявлений
- Продажа гаражи, машиноместа 624 объявления
- Продажа офисы, нежилые помещения 2037 объявлений
- Продажа магазины, торговые помещения 1703 объявления
- Продажа рестораны, бары, кафе 152 объявления
- Продажа склады, производства 1029 объявлений
- Продажа бизнес, сфера услуг 785 объявлений
- Аренда офиса, помещений 2275 объявлений
- Аренда магазины, торговые помещения 1844 объявления
- Аренда рестораны, бары, кафе 123 объявления
- Аренда склады, производства 667 объявлений
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес 386 объявлений
- Аренда гаража, машиномест 48 объявлений