Жилищный бум 2011-го года, или правда об ипотеке

  1036

Покупатели жилья еще не знают таких слов

Основные тренды рынка недвижимости летнего сезона 2008 — падение цен на первичном рынке, относительная стабилизация на рынке вторичном, значительное сокращение предложения выставляемых на продажу квартир — стали основной причиной снижения интереса рынка к вопросам недвижимости, однако не повлекли снижение в спросе.

С учетом падения цен в целом по рынку, покупательская активность сейчас несколько выше, чем обычно в летний сезон. Лето стандартно отличается меньшей активностью, тем не менее, сокращение предложения летом 2008 года превышает аналогичное сокращение предложения летом 2007 года на 9.7%. Объясняется это, прежде всего, ценовой разницей между сезонами, а во вторых лето 2008 года стало периодом ожидания введения закона об ипотеке (с этого момента многие аналитики прогнозируют резкую активизацию рынка). Тем не менее, анализируя ценовую динамику по данным сайта realt.by, можно отметить, что цены изменились в следующих пропорциях: однокомнатные в июле 2007 года стоили в среднем 2000 долларов за кв.м., четырехкомнатные — в среднем 1850 долларов за кв.м. В июле же 2008 года стоимость однокомнатной квартиры составляет 1900 долларов за кв.м., а четырехкомнатной — 1800 за кв.м. Таким образом, ценовое соотношение месяца к месяцу составило минус 0.05% для 1-комнатных и минус 0.02% для 4-комнатных. Кроме того, из приведенных цен видно, что в 2008 году сократилась маржа стоимости между 4-х и 1-нокомнатными квартирами.

Таким образом, можно говорить о том, что колебания цены значительны лишь в целом по году. Если же сравнивать месяц к месяцу, то снижение цены не составляет существенной разницы, способной оказать сколь-нибудь значимое влияние на потребительское поведение.

В июле-августе 2008 года рейтинговым агентством «Седьмой сантиметр» проводится работа по изучению потребительского поведения на рынке недвижимости. Уже получены первые результаты исследования, касающиеся поведения минчан на рынке жилой недвижимости. Прежде всего, отметим, что сравнение 2007 и 2008 годов не выявило существенной разницы в покупательской активности: большая часть опрошенных (около 40%) относят покупку недвижимости на период до 2011 года. Среди оставшихся 60% потребителей около 27% планируют совершить покупку в 2009 году, а 33% не планируют совершать покупку вообще — ввиду отсутствия средств. Отметим, что из 27% планирующих покупку на ближайшее время около 15% - это потребители, которые рассчитывают на льготные кредиты, или планируют приобретать квартиры по льготным очередям.

Абсолютное большинство опрошенных (90%), планирующих покупку недвижимости в тот или иной период до 2011 года, рассчитывают использовать банковский кредит. Около 8% респондентов из этой группы планируют привлечь ипотечный кредит.

Таким образом, в результате анализа полученных данных можно отметить, что прямой корреляции между ценой и активизацией потребительского спроса не прослеживается. Ценовые факторы оказывают косвенное влияние на покупательскую активность: т. е. ускоряют процесс покупки жилья группой потребителей, уже принявших решений о покупке.

На диаграммах приведены общие данные о специфике потребительского поведения на рынке недвижимости в разрезе принятия решении о покупке, параметров квартиры, использовании собственных средств, предпочитаемых районов.

Приведенные данные дают общую картину потребительского поведения. В ближайшее время будет подготовлен отчет, содержащий детализированное описание не только потребителей жилой, но и коммерческой недвижимости, а также прогноз роста рынка и покупательской активности.

Татьяна Долгих,

Управляющий партнер рейтингового агентства «Седьмой сантиметр»

Читать: