«Среди основных ошибок — ориентация на низкую цену». На что важно обратить внимание при аренде офиса?
2205При выборе офисного помещения все чаще решают не квадратные метры и вид из окна, а местоположение, общая логистика, инженерные системы, вентиляция, ресурсность здания. Эти и другие критерии напрямую влияют на комфорт работников компании и их эффективность, а, соответственно, и на процветание бизнеса. Вместе с руководителем департамента офисной недвижимости компании «Сигмаполюс» Андреем Попиначенко мы отправились в БЦ «Призма» и узнали, на что следует обратить внимание, выбирая офисное помещение под аренду.
В многофункциональном комплексе «Призма» представлены торговые и офисные площади. Его общая площадь составляет — 70 тысяч квадратных метров. Из них офисная часть занимает 15 тысяч квадратных метров.
Эксперт компании «Сигмаполюс» Андрей, проводя нас по объекту, обращает внимание, что процесс аренды офисного помещения необходимо строить поэтапно. Прежде всего, арендатору следует определиться с потребностями, понять, какая площадь ему нужна, сколько будет рабочих мест, в какой локации желает видеть помещение, какой формат офиса он предпочитает — open space или кабинетная система.
— Объекты нашей компании мы всегда располагаем в локациях с хорошей транспортной доступностью, потому что понимаем, как сильно это влияет на доверие клиентов. Также важно, чтобы в помещении были все современные инженерные системы, благодаря которым будет обеспечен комфорт сотрудникам в любое время года. Слабый интернет, старая система вентиляции, плохая звукоизоляция, малое количество лифтов — все это влияет на эффективность работы сотрудников компании. Такие технические детали важно учитывать еще на этапе выбора офиса: все-таки 10−15 минут в ожидании лифта — не лучший старт рабочего дня.
И еще одна рекомендация — задумывайтесь о возможностях расширения на начальных этапах. Если компания планирует расти, привлекать новых сотрудников, то в моменте нужно будет расширять и офис. Переезд — это всегда сложно, требует много усилий, финансовых вложений, поэтому лучше заранее посмотреть варианты возможного расширения офиса по площади, а также не спешить с арендой первого просмотренного здания. Посетите несколько помещений, сравните варианты. Так, вы увидите разницу в планировке, отделке и сервисе, — разъясняет эксперт компании «Сигмаполюс».
— Далее нужно сформировать бюджет. И тут важно учитывать не только стоимость арендной платы, но и эксплуатационные, и коммунальные платежи, оплату аренды парковочных мест, если в выбранных локациях с бесплатными вариантами есть проблемы. Не стоит недооценивать фактор парковки. Зачастую проблемы с ней создают негативные эмоции у клиентов и партнеров еще до момента, когда они попали в офис. Также в бюджет нужно заложить расходы на переезд и возможные «доделки в офисе под свои нужды».
Чек-лист, на что обратить внимание при осмотре помещения:
- Состояние отделки — готово к въезду или требует ремонта.
 - Качество и количество освещения.
 - Современные системы вентиляции и кондиционирования.
 - Шумоизоляция. Лучше проверять на месте.
 - Качество и количество санузлов.
 - Возможности для брендинга на фасаде здания, этаже, на входной двери.
 
Андрей говорит, что базовый минимум для комфортной работы в любом офисе — это наличие современной системы вентиляции и кондиционирования, высокоскоростного интернета, парковки для сотрудников и гостей, зон общего пользования — переговорных, лаунж-зон, кафе и конференц-залов. К тому же, в офисное здание должен быть обеспечен доступ 24/7. Ситуации бывают разные, сложно предугадать, в какой момент нужно будет в него попасть. Бизнес-центры компании «Сигмаполюс» включают в себя такой функционал.
Среди основных ошибок, которые допускают арендаторы, занимаясь поиском площадки для офиса, Андрей выделяет то, что люди в первую очередь ориентируются только на низкую стоимость аренды и не подбивают общий бюджет, при этом в итоге расходы могут быть выше ожидаемых или расти со временем из-за скрытых платежей. Также зачастую не уделяют внимание репутации собственника и управляющей компании или выбирают помещения «впритык» по площади, не учитывая возможный рост команды.
— Все перечисленные ошибки несут за собой негативные последствия, с которыми рано или поздно придется столкнуться. Из самых серьезных могу выделить снижение продуктивности сотрудников из-за дискомфорта или ухудшение имиджа компании. В худшем случае — необходимость переезда, а это всегда дорого и стрессово, — отмечает Андрей.
Какие вопросы нужно задать владельцу здания, чтобы избежать ошибок?
- Как формируется арендная ставка, что в неё входит и не входит?
 - Какой размер эксплуатационных и коммунальных расходов?
 - Кто обслуживает здание и какие услуги входят в обслуживание? Включен ли клининг офисных помещений?
 - Какие интернет провайдеры проведены в офисное помещение и здание?
 - Какой класс здания и когда оно построено/реконструировано?
 - Есть ли возможность увеличения площади в будущем?
 - Какие базовые условия договора? Обеспечительные платежи, сроки уведомления при одностороннем отказе от договора? Индексация ставки?
 
Выбрав подходящее помещение, согласовываем условия — ставку, сроки, дополнительные опции, и разбираемся с документами. Важно проверить юридическую чистоту объекта и условия договора. Особое внимание уделяем свидетельству о праве собственности, документам на инженерные системы (пожарная безопасность, лифты, вентиляция и кондиционирование) и договору аренды — внимательно изучаем условия, сроки уведомлений, индексации и штрафы. После того, как все проверено, подписываем договор и въезжаем в новый офис.
Собрали все этапы, как действовать, если решили арендовать офис:
- Определитесь с потребностями — необходимой площадь, количеством рабочих мест, форматом площади и желаемой локацией.
 - Сформируйте бюджет, который сможете заложить на аренду.
 - Выберите локацию и класс здания. Рассмотрите несколько вариантов и сравните их.
 - Согласуйте условия.
 - Проверьте документы.
 - Подпишите договор и въезжайте в новый офис!
 
— В бизнес-центрах компании «Сигмаполюс» мы предлагаем арендаторам пройти этот путь максимально быстро. Уже на этапе первой встречи обсуждаем и подбираем планировку, согласовываем бюджет и показываем готовые варианты. В наших офисах большинство помещений уже имеют готовую отделку, что позволяет заехать в течение нескольких дней. Мы даже готовы помочь новому арендатору с переездом, а также, по возможности, сделать планировку под него. К тому же, наша компания серьезно относится к документации — всегда предоставляется прозрачный полный пакет документов в электронном и печатном виде, а также полный расчет затрат до подписания договора. Еще хочу обратить внимание, что в наших комплексах мы отдаем предпочтение действующим арендаторам. Однако существует лист ожидания, в который можно записаться, и в случае расширения, мы сразу сделаем предложение по новым офисным помещениям, — заключает Андрей.
                        Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом
50318
                        Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом
31917
                        Просторные квартиры с видом на город и площади для бизнеса на первых этажах. Что сейчас предлагают в «Гулливере» — одном из самых ожидаемых ЖК Минска
13958
                        За лето помогли 400+ семьям. Как белорусы покупают квартиры через «Жилищный баланс»
13357
                        Что за дом начинают строить в тихом местечке недалеко от Логойского тракта? Узнали подробности
9341
                        «Рынок перешел от эмоций к рациональности». Что происходит с загородкой прямо сейчас
20169
                        Важнее не то, что на виду, а то, что в стенах. Дизайнер показала свою квартиру в Новой Боровой
6770
                        Прогрев с 40−45 градусов, травяные ароматы, качели с сеном. Как семья построила баню и превратила это в бизнес
11512
                        Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?
4964
                        Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?
11007
                        «Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке
72699
                        Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?
3082
                        Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?
5475
                        Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027
                        Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440
                        За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973
                        Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401
                        Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706
                        Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса
92290
                        "Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х
80457- Бизнес центры
 - Торговые центры
 - Продажа гаражи, машиноместа
 - Продажа офисы, нежилые помещения
 - Продажа магазины, торговые помещения
 - Продажа рестораны, бары, кафе
 - Продажа склады, производства
 - Продажа бизнес, сфера услуг
 - Аренда офиса, помещений
 - Аренда магазины, торговые помещения
 - Аренда рестораны, бары, кафе
 - Аренда склады, производства
 - Аренда сфера услуг, игровой бизнес
 - Аренда гаража, машиномест
 


















