Минск растет вширь и в высоту

  389

Строительство 40 гостиниц, 20 паркингов, десятка новых жилых микрорайонов за пределами МКАД — лишь малая часть плана, по которому Минск намерен развиваться в ближайшие 5−10 лет.

О планах развития Минска рассказал на пресс-конференции исполняющий обязанности председателя Мингорисполкома Николай Ладутько.

В начале коротко Н. Ладутько прошелся по экономике города. Не скрывая того, что кризис отрицательно сказался на экономических и финансовых показателях ведущих предприятий Минска (МАЗ, МТЗ и других), чиновник между тем отметил, что остальная часть реального сектора несильно пострадала от кризиса. А в ряде отраслей даже есть положительные сдвиги.

Н. Ладутько считает, и это мнение нашло поддержку у минских чиновников, что сворачивать промышленное производство в столице в угоду активному развитию сектора услуг нецелесообразно. Нужно развивать оба направления. Как показывает опыт аналогичных городов мира, экономика такого города, как Минск, не может развиваться без промышленности.

Было также сказано о необходимости развития экспортного потенциала, и в первую очередь продвижения товаров на мировые рынки более современными способами. В связи с этим Н. Ладутько упомянул про две интернет-площадки в Минске, через которые реализуются товары столичных производителей по всему миру. На одной площадке товарооборот составляет около 10 млрд. USD, на другой — около 2,5 млрд. USD.

Говоря о деятельности молочных заводов, чиновник отметил, что они имеют возможности для глубокой переработки молока. Но сделать это основным направлением деятельности не представляется возможным, поскольку минские молокозаводы обеспечивают производство социальной группы молочных продуктов: молоко, сметана, кефир — пусть и в ущерб рентабельности.

Руководитель горисполкома остановился на работе предприятий Минскхлебпрома, отметив, что продукция этих заводов частично поставляется за рубеж, например в Москву, Санкт-Петербург. При этом, говоря о хлебе и о том, что в Минске снижается потребление хлебобулочных изделий, Н. Ладутько плавно перешел к теме строительства, которая фактически и стала основной темой пресс-конференции.

Автомобили и люди.

В Минск, по словам Н. Ладутько, за последние 6 лет въехало на постоянное место жительства около 150 тыс. человек, в том числе 25 тыс. в 2009 году. Все эти люди трудоустроились, и почти все стали нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Количество автомобилей в городе увеличилось в прошлом году на 30 тыс. В текущем году ожидается как минимум такой же прирост, в результате чего общая численность личных авто достигнет 660 тысяч. Так что, кроме дефицита жилья, который город по-прежнему испытывает, растет проблема нехватки парковочных мест.

Между тем инженерно-транспортные, энергетические мощности Минска ограниченны. За 5 лет город фактически исчерпал имевшийся запас инженерно-транспортной инфраструктуры. И сегодня, чтобы строить крупные объекты, жилые кварталы, инженерно-транспортную инфраструктуру для них приходится создавать с нуля.

Для решения транспортной проблемы в Минске в ближайшие 8 лет планируется построить 20 паркингов. И, по всей видимости, эти объекты будут возведены за бюджетные деньги либо с привлечением льготных кредитов. Учитывая, что строительство паркингов — дорогостоящее мероприятие (создание одного парковочного места обходится в 10 тыс. USD — дешевле пока не получается), а окупаются затраты в течение 30 лет, инвесторы не хотят заниматься такими проектами. Сами автолюбители, если суммировать стоимость автомобиля, страховку и стоимость автоместа, тоже не могут профинансировать строительство парковочного места в паркинге.

«Выход из ситуации видится один: использование системы льготного кредитования. Эта тема обсуждается», — подчеркнул исполняющий обязанности председателя Мингорисполкома, отметив, что только через систему льготного кредитования можно решить проблему строительства паркингов.

Еще одна больная тема — парковка грузового транспорта. Мингорисполком совместно с МВД уже внес предложения в правительство о регулировании ситуации. В частности, предлагается на свободных площадках промышленных предприятий организовать места для ночевки грузовых автомобилей и обязать их владельцев парковаться именно на специально отведенных площадках.

Совместно с МВД Мингорисполком также внес в правительство предложение, касающееся эвакуации старых автомобилей, которые не используются. Как показывает практика, примерно половина автовладельцев просто бросают свои изношенные авто где попало. Между тем количество старых автомобилей, которые будут выбывать из оборота, ежегодно растет. Если в прошлом году убрали из города 2 тыс. авто, то к 2015 году этот показатель увеличится до 5−6 тыс.

В рамках решения транспортных проблем в городе продолжится строительство транспортных развязок.

В текущем году завершается строительство развязки в районе ул. Кальварийской. Снесен автобусный парк на ул. Маяковского, и начались работы по созданию новой развязки в районе улиц Денисовской и Маяковского. Да и сама улица Маяковского реконструируется. Цель — расширить ее до 8 полос, сделать транспортную магистраль, которая соединит центр города с микрорайоном Лошица и дальше — с Колядичами, где имеются свободные земельные ресурсы, которые определены для размещения различного рода новых производств.

На проспекте Дзержинского в ближайшие 4 года предстоит построить 3 крупные транспортные развязки. Это не считая ввода 4 станций метро: 3 — в 2012 году и 1 — в 2014-м.

В поход за МКАД.

Для строительства новых жилых микрорайонов «к 2011 году Мингорисполком начнет прокладку инженерных коммуникаций за МКАД и выйдет на территорию Минского района». К концу 2012 года будут возведены первые жилые многоэтажки.

Развитие города за МКАД на землях Минского района предусматривает корректировка генерального плана развития Минска.

«Корректировка генплана завершается, проходит согласование в инстанциях. Документ подтвердила сессия Мингорсовета», — сказал Н. Ладутько.

Определены и первоочередные районы для проектирования — это Щомыслица, Тарасово, Дегтяревка, Ельница, Новый Двор.

Одновременно Мингорисполком приступил к реализации планов по созданию столичных микрорайонов возле Смолевичей, Кургана Славы, Заславля, Логойска.

Уже получен акт выбора земельного участка на 600 га в районе Кургана Славы. На этой территории предусматривается строительство 12 тыс. индивидуальных домов. Ставится цель - не просто подвести сети и раздать людям участки. Освоение этой территории минские власти видят «через создание товариществ собственников, через строительство домов 3−4 вариантов, через использование услуг подрядных организаций, а не хозспособом, и через выход на правительство и Нацбанк, чтобы на строительство этих домов распространялись льготы при выдаче кредитов, как в сельской местности: под 1% на 40 лет», поделился планами Н. Ладутько.

К концу 2012 года завершится строительство жилого комплекса «Московский» на проспекте Дзержинского. «Квартиры там приемлемые: однокомнатные — до 40 кв. м, двухкомнатные — 53−54 кв. м, трехкомнатные — до 80 кв. м. Они востребованы, они реализуются», — сказал Н. Ладутько.

Проект осуществляет Московская инвестиционная строительная компания (МИСК). Глава Мингорисполкома при этом подчеркнул, что строительство жилья иностранными компаниями — это нормальная практика. «Да, они продают квартиры, да, они с этого будут иметь какую-то прибыль, но это не та прибыль, которая имеется сегодня в Москве. К тому же перед началом строительства компания инвестировала около 15 млн. USD. Она заплатила неустойку за вынос автостоянки с территории строительства. Для возведения жилья используются белорусские материалы: металл, цемент, опалубка, техника», — пояснил Н. Ладутько.

Микрорайон Лебяжий тоже будет возводиться с участием иностранных компаний. Часть микрорайона построят китайские корпорации.

Жить в кредит разумно.

«Я уверен, все присутствующие согласны, что китайская экономика — это мировая экономика. Нас туда, правда, не пускают, на этот рынок. Но инвестиционные возможности, которые накоплены в КНР, — громадные. И поэтому мы должны работать с ними. Что-то мы уступаем нашим китайским партнерам, а что-то приобретаем», — уверен руководитель Мингорисполкома. По его словам, чтобы реализовать часть микрорайона Лебяжий, китайская корпорация даже с учетом того, что будет там продавать жилье, около 50−70 млн. USD целенаправленно инвестирует в эту территорию.

«Кроме того, надо помнить, что при реконструкции ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 мы использовали китайское оборудование через систему связанных кредитов, которые выданы Министерству энергетики на срок до 18 лет. Это выгодные кредиты. Здесь взаимовыгодное сотрудничество: для партнера, который продает свое оборудование, и для нас, поскольку мы получаем рассрочку, которую не дает ни один европейский банк», — считает Н. Ладутько.

На строительство завода по производству сборного железобетона тоже решено привлечь китайский кредит. Мощности завода составят 200−250 тыс. кв. м в год. Его планируется построить до 2014 года. Объем инвестиций — около 120 млн. USD.

Это строительство позволит вывести из оборота старый завод объемного домостроения по ул. Гурского. Людей переведут на новое предприятие, а на этом месте можно будет разместить какое-нибудь другое производство или использовать территорию под общественные функции.

А вообще нынешнее руководство города считает, что экономика современного города не может нормально развиваться без внешних заимствований. «Фактически все города мира живут по такой системе. Это нормальная практика, равно как и то, что гражданин берет кредит в банке, реализует свою мечту, свое намерение, а потом деньги постепенно возвращает. Например, Москва заимствует ежегодно около 500 млн. USD, Санкт-Петербург — 200−300 млн. USD. Главное, чтобы этот режим не нарушал экономическую устойчивость города», — сказал Н. Ладутько.

Кладезь для инвесторов.

По мнению Н. Ладутько, и с ним трудно не согласиться, Минск для потенциальных инвесторов — это своего рода кладезь. Различные партнеры и страны только открывают его для себя и спешат сюда, и будут спешить, потому что здесь масса нереализованных возможностей.

Взять, к примеру, гостиничный бизнес. В Минске сегодня около 4 тыс. гостиничных мест. Анализ городов-двухмиллионников показывает, что для нормального развития гостиничного бизнеса Минску не хватает еще около 10 тыс. гостиничных мест.

«Поэтому тот, кто придет первым и реализует свои намерения в этом направлении, получит большую выгоду. И мы сегодня этот бизнес активно проталкиваем. Комитет архитектуры и градостроительства вместе с институтом „Минскградо“ на пятне Минска нанесли около 40 точек, где могут быть построены гостиницы. Эти площадки предлагаются потенциальным инвесторам девелоперскими компаниями для развития гостиничной сети Минска», — рассказал Н. Ладутько. По его словам, уже есть 12 конкретных намерений о строительстве гостиниц.

Развитие гостиничного бизнеса неразрывно связано с развитием Национального аэропорта, который сегодня, можно сказать, пустует, если сравнивать его с аэропортами соседних столиц. Например, аэропорт Риги в прошлом году, по словам Н. Ладутько, обслужил порядка 4,5 млн. пассажиров. Минский — около 1 млн. пассажиров. Этого крайне недостаточно. Поэтому сегодня принято решение по развитию в ближайшие 4 года Национального аэропорта.

Фундаменты будущих высоток.

Новый облик обретет гостиница «Беларусь». Проект реконструкции объекта выполняет институт «Минскпроект». «Здание преобразится внешне и внутренне. Появятся два приставных лифта, а на крыше — летнее стеклянное кафе», — рассказал Н. Ладутько. Рядом с гостиницей может разместиться еще одно высотное здание.

По проспекту Победителей (за Центром тенниса) возводится многофункциональный комплекс «Лидо» площадью 100 тыс. кв. м. Проект стоит около 150 млн. USD. «К концу 2011 года мы с вами будем иметь возможность посетить торгово-развлекательный и спортивный центр, в котором будут кинотеатр, каток, боулинг и другие возможности для досуга и совершения покупок», — отметил Н. Ладутько.

В числе других проектов он назвал гостиницу «Хаятт», возведение которой уже началось по ул. Нововиленской, недалеко от Комсомольского озера. Объем инвестиций в новый отель, рассчитанный на 240 номеров, составит около 60 млн. USD.

Австрийская финансовая группа и австрийские архитекторы серьезно прорабатывают площадку в районе ул. Филимонова. Они планируют построить на ней многофункциональное здание высотой 160 м и стоимостью около 250 млн. EUR. В нем разместятся офисы, гостиничные апартаменты, объекты торговли.

Поэтому когда инвесторы хотят получить преференции в обмен на желание прийти сюда со своими деньгами, то эти преференции им необходимо дать, считает Н. Ладутько.

Я б в чиновники пошел…

Отвечая на вопрос журналиста, сколько получают минские чиновники, Н. Ладутько ответил, что очереди желающих работать в горисполкоме и в районных администрациях нет. Штат мингорисполкомовских чиновников насчитывает 1.800 человек, в том числе 20% составляют женщины. А почему? Потому что маленькая зарплата. Например, у председателя комитета экономики или строительства должностной оклад — 1,18 млн. BYR. Правда, говоря об этом, Н. Ладутько несколько слукавил, потому что, помимо основного оклада, у бюджетников есть система премий, доплаты за выслугу лет и т. д. Но в любом случае назвать это достойной заработной платой нельзя.

Как заметил Н. Ладутько, Мингорисполкому сегодня нужны экономисты, юристы-международники, специалисты в области спорта, градостроители, архитекторы.

Газета "Белорусы и рынок"

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом

40744

Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом

25982

Просторные квартиры с видом на город и площади для бизнеса на первых этажах. Что сейчас предлагают в «Гулливере» — одном из самых ожидаемых ЖК Минска

9959

iPhone 16 Pro Max в наличии? Смотрим, что и почем продается в премиум-реселлере Apple

9318

Юбка — 39,98 BYN. Закупаемся к школе в ТРЦ, на рынке и в универмаге

2545

«Мы прикипели к этому месту». Как живется в первых микрорайонах независимой Беларуси в Минске

27566

Аттестация риэлтеров. В чем сложность сдачи обязательного квалификационного экзамена и что делать тем, кто остается в профессии?

2132

Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?

3622

Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?

9749

«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке

70900

Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?

2529

Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?

4392

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706

Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса

92290

"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х

80457

До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить

84124