Преобразование госпредприятий — процесс неизбежный, но сложный

  822

В последние годы во многом благодаря принятию Советом Министров Республики Беларусь трехлетней программы преобразования республиканских унитарных предприятий в ОАО на 2011−2013 гг. (кстати, это уже вторая трехлетняя программа) заметно активизировались процессы преобразования государственных предприятий в акционерные общества. Утверждение конкретного перечня организаций, которые подлежат акционированию в строго определенные сроки, позволило преодолеть инертность многих и, возможно, вопреки их нежеланию заставило участвовать в этой работе. И хотя сейчас высказываются сомнения в необходимости жесткого администрирования данных процессов, все же движение вперед налицо. Как минимум, плановость в данной работе позволяет избежать спешки и как следствие — больших ошибок.

Следует отметить, что в процессе реформирования предприятия сталкиваются с рядом проблем, которые в абсолютном большинстве связаны с издержками бухгалтерского учета, накопившимися за многие годы и сложностью самой процедуры акционирования. К примеру, не смотря на то, что законодательством предусмотрено ежегодное проведение инвентаризации активов и обязательств, как правило, это носит на предприятиях формальный характер. Инвентаризационные комиссии лишь сравнивают данные учетных регистров с наличием материальных ценностей для недопущения недостачи.

Однако, еще одной целью инвентаризации, о которой, как правило, забывают при проведении ежегодных инвентаризаций, является выявление излишков и упорядочение учета (проверка правильности применения шифров и норм амортизации и др.). Не всегда правильно учитываются, а иногда и не учитываются в бухгалтерском учете вообще нематериальные активы (зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности: товарные знаки, патенты и др.), долгосрочные финансовые вложения и иные активы. <s></s>

Поэтому при проведении инвентаризации в ходе подготовки предприятий к акционированию, объекты, созданные и не учтенные в бухгалтерском учете предприятий, выявляются, оцениваются и восстанавливаются в учете.

Часто приходится сталкиваться и с формальным подходом к применению шифров, а следовательно, и норм амортизационных отчислений, с ошибками при переоценке основных средств, отсутствием в первичных учетных документах всей предусмотренной законодательством информации или недостоверностью имеющихся сведений и иными недостатками бухгалтерского учета. В бухгалтерских документах иногда отсутствует первоначальная стоимость объектов основных средств (указывается только восстановительная стоимость с учетом переоценок), нет сведений о произведенных капитальных вложениях (в т.ч. модернизациях, реконструкциях), наименования объектов недвижимости и годы ввода не совпадают с аналогичной информацией в технических паспортах, отсутствуют характеристики объектов.

Отдельная тема — непрофильные активы, примером которых могут служить сельскохозяйственные предприятия, переданные предприятиям в 2004 г. и позднее. Эта кампания проводилась спешно, под воздействием административного ресурса, а потому не удивительно, что новым собственникам пришлось столкнуться с проблемами плохого учета основных средств в сельхозпредприятиях.<s></s>

Еще одна проблема — отсутствие у предприятий правоудостоверяющих документов на земельные участки и другие объекты. Не смотря на то, что Закон Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133−3 «О регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним» действует около 10 лет и уже много сделано, не все предприятия спешат оформлять свои имущественные права на объекты недвижимости.

Все эти ошибки, выявленные при подготовке предприятий к акционированию, сказываются на их финансовых результатах. К тому же исправление ошибок, оценка выявленных излишков тормозят процесс преобразования. Так же замедляет процесс преобразования и необходимость получения ответов согласующих организаций. В соответствии с нормативными правовыми актами при преобразовании предприятия должны собрать согласования ряда государственных органов и организаций: горрайисполкомов, организаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, организаций водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и иных, которые подтверждают наличие или отсутствие у приватизируемых предприятий объектов общего пользования. К сожалению, не всегда письма, полученные предприятиями при согласовании, носят конструктивный характер и отвечают на поставленные вопросы.

Как правило, на предприятиях всю работу по преобразованию перекладывают на плечи бухгалтерии, но совершенно очевидно, что без участия специалистов инженерно-технических служб, материально ответственных лиц качественно провести акционирование невозможно. Преобразование предприятия в ОАО — это труд, требующий особых знаний, навыков и опыта в специфической области, которых, как правило, нет у специалистов организаций. Поэтому работу по подготовке и проведению акционирования целесообразно выполнять с привлечением специализированных организаций, оказывающих подобного рода услуги.

Предприятия, включенные в План преобразования объектов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности не только на 2012 г., но и на 2013 г. и последующие годы, имеют сейчас хорошую возможность провести подготовительные к акционированию работы. Целесообразно максимально использовать для этих целей возможности, которые предоставляют ежегодные переоценки. Уже сейчас, не дожидаясь конца года, предприятиям, которые будут акционироваться в следующем году, необходимо определить объекты, которые будут переоцениваться прямым методом (по рыночной стоимости). Так же крайне важно провести самим на предприятиях качественную ежегодную инвентаризацию. Это позволит избежать лишних проблем во время акционирования и значительно ускорит процесс преобразования в акционерное общество.

Работы по акционированию предприятий являются началом «предпродажной подготовки». Общепризнано, что у нас вопросам подготовки предприятий, ставших акционерными обществами, к последующей приватизации (продаже инвесторам) уделяется мало внимания, да и сам механизм этой работы, последовательность процедур, их необходимый минимум не определен ни методическими, ни нормативными документами. Возможно — это является одной из причин часто неудачных попыток продать госпакеты акций. Инвесторов, конечно же, интересует, а что стоит за пакетом акций? И часто шлейф проблем и обременений, который тянется за акционерным обществом, отпугивает потенциальных инвесторов.

Общеизвестно, что для инвесторов (особенно зарубежных) необходимо создать соответствующие условия, обеспечить надежные гарантии их капиталам, не предпринимать действий, которые могли бы вызвать какие-либо сомнения в надежности и последовательности экономической политики в стране. Этими проблемами в последнее время активно занимаются на всех уровнях, поэтому есть надежда, что подвижки в этом направлении будут перерастать в стройную и последовательную государственную политику.

В данной статье затронут далеко не полный перечень трудностей, с которыми сталкиваются госпредприятия при акционировании. Но даже названные здесь проблемы говорят о том, что кроме субъективных причин, связанных с состоянием бухучета на конкретном предприятии, есть над чем работать в плане упрощения и дебюрократизации самой процедуры подготовки и прохождения пакета документов по акционированию. Вопросы оптимизации этой работы необходимо решать как можно быстрее, так как на следующий год в Плане преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества стоят очень крупные промышленные предприятия, у которых наверняка будет более широкий спектр проблем, чем те, о которых упоминалось в данной статье.

Комплекс работ по акционированию, выполненный на хорошем уровне, позволит создать базу для правильного ведения бухгалтерского учета в дальнейшем, когда предприятие уже станет акционерным обществом.

Русьянов Л.А., директор ООО «БелИнвестОценка»

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

Тут снесут весь частный сектор и построят метро. Еще один микрорайон Минска ожидают перемены

135402

Семья переехала в мистическую деревню, приютила кабана и стала популярной на YouTube

8352

Чтобы убрать всю пыль, разбирают батареи. Как работает профессиональный клининг

10556

Привлечь реальных клиентов: как агентству недвижимости сделать эффективную рекламу?

1961

Купить недвижимость: и выбрать идеальный вариант, и заработать. Узнали у специалистов о хороших локациях для жизни и инвестиций

7929

Более 180 сделок за месяц! Рассказываем о тех, кто приводит к продавцам квартир реальных покупателей

8087

Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?

4224

«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке

64337

«Низкий доллар не помог». Эксперты рассказали, что происходит на рынке недвижимости

28637

Уехали из Минска и купили старый дом в кредит. Рассказываем про интересную семью

16347

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706

Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса

92290

"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х

80457

До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить

84124

"На нашей детской площадке собиралась вся Малиновка". Как живется в тех самых "английских" домах от МАПИДа в Минске

35883

«Вопрос решается на самом высоком уровне». Продлен инвестдоговор по комплексу «Шантер Хилл» возле Дроздов

6691