Преобразование госпредприятий — процесс неизбежный, но сложный

  822

В последние годы во многом благодаря принятию Советом Министров Республики Беларусь трехлетней программы преобразования республиканских унитарных предприятий в ОАО на 2011−2013 гг. (кстати, это уже вторая трехлетняя программа) заметно активизировались процессы преобразования государственных предприятий в акционерные общества. Утверждение конкретного перечня организаций, которые подлежат акционированию в строго определенные сроки, позволило преодолеть инертность многих и, возможно, вопреки их нежеланию заставило участвовать в этой работе. И хотя сейчас высказываются сомнения в необходимости жесткого администрирования данных процессов, все же движение вперед налицо. Как минимум, плановость в данной работе позволяет избежать спешки и как следствие — больших ошибок.

Следует отметить, что в процессе реформирования предприятия сталкиваются с рядом проблем, которые в абсолютном большинстве связаны с издержками бухгалтерского учета, накопившимися за многие годы и сложностью самой процедуры акционирования. К примеру, не смотря на то, что законодательством предусмотрено ежегодное проведение инвентаризации активов и обязательств, как правило, это носит на предприятиях формальный характер. Инвентаризационные комиссии лишь сравнивают данные учетных регистров с наличием материальных ценностей для недопущения недостачи.

Однако, еще одной целью инвентаризации, о которой, как правило, забывают при проведении ежегодных инвентаризаций, является выявление излишков и упорядочение учета (проверка правильности применения шифров и норм амортизации и др.). Не всегда правильно учитываются, а иногда и не учитываются в бухгалтерском учете вообще нематериальные активы (зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности: товарные знаки, патенты и др.), долгосрочные финансовые вложения и иные активы. <s></s>

Поэтому при проведении инвентаризации в ходе подготовки предприятий к акционированию, объекты, созданные и не учтенные в бухгалтерском учете предприятий, выявляются, оцениваются и восстанавливаются в учете.

Часто приходится сталкиваться и с формальным подходом к применению шифров, а следовательно, и норм амортизационных отчислений, с ошибками при переоценке основных средств, отсутствием в первичных учетных документах всей предусмотренной законодательством информации или недостоверностью имеющихся сведений и иными недостатками бухгалтерского учета. В бухгалтерских документах иногда отсутствует первоначальная стоимость объектов основных средств (указывается только восстановительная стоимость с учетом переоценок), нет сведений о произведенных капитальных вложениях (в т.ч. модернизациях, реконструкциях), наименования объектов недвижимости и годы ввода не совпадают с аналогичной информацией в технических паспортах, отсутствуют характеристики объектов.

Отдельная тема — непрофильные активы, примером которых могут служить сельскохозяйственные предприятия, переданные предприятиям в 2004 г. и позднее. Эта кампания проводилась спешно, под воздействием административного ресурса, а потому не удивительно, что новым собственникам пришлось столкнуться с проблемами плохого учета основных средств в сельхозпредприятиях.<s></s>

Еще одна проблема — отсутствие у предприятий правоудостоверяющих документов на земельные участки и другие объекты. Не смотря на то, что Закон Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133−3 «О регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним» действует около 10 лет и уже много сделано, не все предприятия спешат оформлять свои имущественные права на объекты недвижимости.

Все эти ошибки, выявленные при подготовке предприятий к акционированию, сказываются на их финансовых результатах. К тому же исправление ошибок, оценка выявленных излишков тормозят процесс преобразования. Так же замедляет процесс преобразования и необходимость получения ответов согласующих организаций. В соответствии с нормативными правовыми актами при преобразовании предприятия должны собрать согласования ряда государственных органов и организаций: горрайисполкомов, организаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, организаций водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и иных, которые подтверждают наличие или отсутствие у приватизируемых предприятий объектов общего пользования. К сожалению, не всегда письма, полученные предприятиями при согласовании, носят конструктивный характер и отвечают на поставленные вопросы.

Как правило, на предприятиях всю работу по преобразованию перекладывают на плечи бухгалтерии, но совершенно очевидно, что без участия специалистов инженерно-технических служб, материально ответственных лиц качественно провести акционирование невозможно. Преобразование предприятия в ОАО — это труд, требующий особых знаний, навыков и опыта в специфической области, которых, как правило, нет у специалистов организаций. Поэтому работу по подготовке и проведению акционирования целесообразно выполнять с привлечением специализированных организаций, оказывающих подобного рода услуги.

Предприятия, включенные в План преобразования объектов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности не только на 2012 г., но и на 2013 г. и последующие годы, имеют сейчас хорошую возможность провести подготовительные к акционированию работы. Целесообразно максимально использовать для этих целей возможности, которые предоставляют ежегодные переоценки. Уже сейчас, не дожидаясь конца года, предприятиям, которые будут акционироваться в следующем году, необходимо определить объекты, которые будут переоцениваться прямым методом (по рыночной стоимости). Так же крайне важно провести самим на предприятиях качественную ежегодную инвентаризацию. Это позволит избежать лишних проблем во время акционирования и значительно ускорит процесс преобразования в акционерное общество.

Работы по акционированию предприятий являются началом «предпродажной подготовки». Общепризнано, что у нас вопросам подготовки предприятий, ставших акционерными обществами, к последующей приватизации (продаже инвесторам) уделяется мало внимания, да и сам механизм этой работы, последовательность процедур, их необходимый минимум не определен ни методическими, ни нормативными документами. Возможно — это является одной из причин часто неудачных попыток продать госпакеты акций. Инвесторов, конечно же, интересует, а что стоит за пакетом акций? И часто шлейф проблем и обременений, который тянется за акционерным обществом, отпугивает потенциальных инвесторов.

Общеизвестно, что для инвесторов (особенно зарубежных) необходимо создать соответствующие условия, обеспечить надежные гарантии их капиталам, не предпринимать действий, которые могли бы вызвать какие-либо сомнения в надежности и последовательности экономической политики в стране. Этими проблемами в последнее время активно занимаются на всех уровнях, поэтому есть надежда, что подвижки в этом направлении будут перерастать в стройную и последовательную государственную политику.

В данной статье затронут далеко не полный перечень трудностей, с которыми сталкиваются госпредприятия при акционировании. Но даже названные здесь проблемы говорят о том, что кроме субъективных причин, связанных с состоянием бухучета на конкретном предприятии, есть над чем работать в плане упрощения и дебюрократизации самой процедуры подготовки и прохождения пакета документов по акционированию. Вопросы оптимизации этой работы необходимо решать как можно быстрее, так как на следующий год в Плане преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества стоят очень крупные промышленные предприятия, у которых наверняка будет более широкий спектр проблем, чем те, о которых упоминалось в данной статье.

Комплекс работ по акционированию, выполненный на хорошем уровне, позволит создать базу для правильного ведения бухгалтерского учета в дальнейшем, когда предприятие уже станет акционерным обществом.

Русьянов Л.А., директор ООО «БелИнвестОценка»

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

«Даже из-за тряпки могут остаться царапины на новой мебели». Профессиональные клинеры раскрыли секреты уборки после ремонта

4377

$20 за квадрат. Как выглядит последний офис в Helen&Valery Plaza?

5076

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом

22936

Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом

12446

Недалеко от Дроздов и «Левады» началась стройка панельных коттеджей. Что известно?

14693

Хуторской ренессанс. Как минчанка построила барнхаус у Налибокской пущи

10674

«‎Если поселишься тут — не захочешь переезжать». Как живется в хрущевках на Золотой Горке

25957

Идеально для СПА-комплекса, базы отдыха или загородного клуба. В озерном краю продают участок для бизнеса по очень низкой стартовой цене

6308

Минчанин купил старую панскую школу в глуши и превратил ее в современный дом. Побывали там

45207

Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?

1640

Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?

7379

«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке

67716

Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?

1713

Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?

2159

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706

Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса

92290