Эксперт: «Минские торговые центры идут на дно»
3626 1В последние годы все больше покупателей отказываются от посещения магазинов, предпочитая совершать покупки online. Чем это грозит многочисленным торговым центрам и кто из них в особой зоне риска ― об этом далее в статье.
Согласно данным исследования, проведенного крупнейшим американским банком JPMorgan Chase, из-за роста популярности интернет-торговли (в частности, таких гигантов, как Amazon и eBay) в настоящее время потребность в сотрудниках offline-торговли США уменьшилась на 1,2 млн человек. Именно в таком дополнительном количестве сотрудников нуждалась бы offline торговля без развития online торговли.
В Беларуси подобных исследований пока не проводилось, поэтому за комментариями мы обратились к менеджеру проектов по торговой недвижимости «ТВОЯ СТОЛИЦА ∙ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ» Артему Давидовичу.

― На западе ситуация несколько иная, чем в Беларуси ― там уже ежегодно отмечаются даже случаи закрытия торговых проектов из-за недостатка покупателей. Не все выдерживают жесткую конкуренцию как между аналогичными торговыми объектами, так и с интернет-торговлей.
Однако сказать, что минским торговым центрам ничего не угрожает, тоже нельзя. Образно говоря, мы сейчас находимся на первых ступенях той лестницы, на вершине которой уже стоят торговые центры в странах с более развитыми рынками. Поэтому рано или поздно мы окажемся на их месте. Посудите сами, последние пять лет Минск ежегодно получал от 50 до 100 тыс. кв. м торговых площадей в лице новых торговых fashion-центров, и поэтому конкуренция между ними сейчас очень высока. Параллельно с развитием рынка торговых центров активно развивалась и интернет-торговля. Сейчас она предоставляет минчанам возможность не выходя из дома приобрести практически все, что хочешь. Поэтому ситуация в целом очень схожа, но имеет гораздо меньшие масштабы.

Несмотря на то, что случаев закрытия торговых центров в Минске не было, предпосылки к этому уже можно наблюдать. В качестве примера Артем привел некогда популярные центры торговли автозапчастями.
― Еще относительно недавно они абсолютно не испытывали трудностей с заполнением арендаторами. А в некоторых случаях на особо ликвидные торговые помещения собственниками устраивались «аукционы». А что сейчас? В большинстве из них заполненным арендаторами остался лишь первый этаж, остальные же площади сдаются в аренду за символические суммы или вообще за «коммуналку». Но даже при такой ценовой политике и без того не малое количество пустующих помещений продолжает увеличиваться, ―поясняет Артем.
Что касается торговых центров формата fashion, то, по мнению Артема Давидовича, угроза снижения интереса к ним тоже есть, но не ко всем и пока не в таком масштабе, как в случае с торговыми центрами автомобильной тематики.
― В случае с автозапчастями у покупателя нет необходимости их «примерки», потому как они типовые. А если вопросы возникнут, то ответы на них можно получить у консультанта online. Чего не скажешь про одежду, косметику и некоторые другие товары, которые обычно можно встретить в fashion-ТЦ. Каждый из этих товаров нужно примерить, опробовать или по крайней мере подержать в руках. Поэтому, несмотря на интенсивное развитие online торговых сетей, как например знакомых многим Wildberries и Lamoda, торговые центры формата fashion продолжают оставаться востребованными среди покупателей.
Однако за счет того, что за последние 2 года совокупная площадь торговых центров увеличилась на 55%, а реальные доходы покупателей не только не выросли, но даже и уменьшились, конкуренция между торговыми центрами сейчас на очень высоком уровне. Кроме того, невысокая покупательская способность населения снижает интерес иностранных торговых операторов к приходу в Беларусь. Кто-то, конечно, может не согласиться с этим, приведя пример вышедших брендов от LPP и ожидаемых от Inditex. В ответ на это я посоветовал бы обратить внимание на то, сколько времени понадобилось им для прихода к нам ― переговоры с ними были начаты не 1, не 2, и даже не 3 года назад.
Наиболее уязвимыми и незащищенными в настоящее время, по мнению Артема, выступают две основных группы торговых центров:
· построенные по схеме долевого строительства;
· состав которых представлен индивидуальными предпринимателями.
― При долевом строительстве торгового центра теряется один из основных инструментов, с помощью которого можно воздействовать на его популярность среди посетителей ― я говорю о возможности управления им. А именно, товарного зонирования торговых объектов внутри торгового центра, его модернизации, стилизации мест общего пользования
В то же время торговым центрам, имеющим единого собственника, гораздо проще адаптироваться к изменяющимся условиям на рынке и, в частности, руководить маркетинговой политикой (мероприятия, различные виды рекламы
Рынок современной торговой недвижимости ― очень подвижный сегмент. Если упустить нужный момент, то впоследствии это может обернуться серьезными последствиями ― с потерей популярности, оттоком посетителей, а вслед за ними и арендаторов, столкнулись даже крупные и удачно расположенные торговые центры. И это в очередной раз подтверждает тот факт, что соответствующая современности концепция и грамотное коммерческое управление (в частности, подбор и ротация арендаторов, условия договоров аренды и их своевременное перезаключение
Отдел консалтинга и аналитики группы компаний "Твоя Столица"
Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом
58150
Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом
36747
Что за дом начинают строить в тихом местечке недалеко от Логойского тракта? Узнали подробности
13216
«За районом следить никто не хочет». Как живется в домах с дешевыми квартирами у метро «Партизанская»
29238
Как купить квартиру и не прогореть. Чек-лист, который сбережет ваши деньги
9667
«Слышим даже как сосед за стенкой кашляет». Как живется в панельках на краю Каменной Горки
9811
Рост цен на квартиры на 70%, первый гипермаркет и рождение Realt. Каким был 2005 год в Беларуси
8494
Садовое товарищество — тоже вариант. Как мы искали дом для семьи минчан за 120 тысяч долларов
11098
Не дайте себя обмануть при покупке дома. Как правильно выбирать коттедж, если вы дилетант
5382
«Желающих купить жилье тут больше, чем квартир». Как живется в квартале у Свислочи, который ждут перемены
12337
Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?
6387
Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?
12530
«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке
74290
Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?
3985
Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?
6845
Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027
Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440
За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973
Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401
Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706- Бизнес центры
- Торговые центры
- Продажа гаражи, машиноместа
- Продажа офисы, нежилые помещения
- Продажа магазины, торговые помещения
- Продажа рестораны, бары, кафе
- Продажа склады, производства
- Продажа бизнес, сфера услуг
- Аренда офиса, помещений
- Аренда магазины, торговые помещения
- Аренда рестораны, бары, кафе
- Аренда склады, производства
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес
- Аренда гаража, машиномест