Эксперт по коммерческой «недвижке»: «Идти в регионы — норма, в противном случае тебе не выжить»
2382В течение года на рынок коммерческой недвижимости Минска вышло сразу три крупнейших игрока — Galleria Minsk, Dana Mall и Green City. Позитивной волной накрыло и регионы. Назрел вопрос: что дальше? О перспективах рынка рассказал руководитель торгового сектора «Твоя столица. Управление проектами» Артём Давидович.

«Нельзя сказать, что мы достигли пика, но рынок уверенно двигается по восходящей»
— Если говорить о ситуации в целом, то рынок недвижимости в нашей стране развивается волнами. Первое серьёзное потрясение произошло во время мирового экономического кризиса 2007−2008 годов. Я тогда только начал работать в компании и хорошо ощутил это на себе, работать было действительно трудно.
В данный момент рынок скорее находится на подъёме — мы отошли от последних потрясений, цены на торговые площади стабилизировались и даже немного растут. Нельзя сказать, что мы достигли пика, но рынок уверенно двигается по восходящей. Ещё в прошлом году цены наметили положительную динамику, вакантность в торговых центрах постепенно ликвидируется.
Лучше всего эти изменения читаются на столичном рынке, где сосредоточен весь бизнес и вращаются наибольшие денежные потоки. Так, за год ввелись и заполнились такие известные «проекты-долгострои», как Galleria Minsk, Dana Mall и Green City. Про качество каждого из этих объектов можно вести долгую дискуссию, но, совершенно точно, провальных проектов среди них нет. Это новый для Беларуси уровень ритейла, масштаб которого доныне ни в Минске, ни тем более в регионах не было.

— Несмотря на позитивную тенденцию на рынке, строить сейчас непросто: выросли цены на стройматериалы, высока конкуренция, есть вопросы по кредитованию. После того, как введётся в эксплуатацию следующая партия крупных проектов (ТРЦ Palazzo, Minsk City Mall и DiaMond City), на рынке вполне вероятно появится новый формат — мегамоллы. Девелоперы выйдут за МКАД, где больше свободного пространства, нет проблем с парковкой и в работу можно взять большой участок. Такой формат давно используется на западе, есть примеры у наших соседей в Киеве и Москве. Это крупные торгово-развлекательные центры с преобладающей развлекательной составляющей.
Весь мир уходит от привычного формата торговых центров, так как торговля постепенно вытесняется в онлайн. Ритейл нацелен на импульсивные покупки, а потому главная цель — максимально долго задержать потребителя на объекте с помощью развлекательного сегмента, фудкорта и уникального предложения. В Америке ежегодно закрываются десятки объектов, которые не захотели или не смогли трансформироваться под потребности своих клиентов. Люди ушли туда, где интересней, за новыми ощущениями, яркими впечатлениями и комфортным времяпровождением.
Повторюсь: чтобы задержать клиента, недостаточно торговых площадей, необходимо удивлять. В качестве примера возьмём строящийся в Минске ТРЦ Palazzo. Объект позиционирует себя, как первый развлекательный комплекс в Беларуси, где будет кинотеатр формата IMAX, аэротруба, дорожки для кёрлинга

«Минск перенасыщен предложением, поэтому многие устремились туда, где сопротивление меньше»
— Что касается регионов, то и там ощутимы серьёзные перемены. Вслед за столицей в областях активно развивается сфера ритейла. Минск перенасыщен предложением, поэтому многие устремились туда, где сопротивление меньше, конкуренция слабее, а ниша не закрыта — в регионы. Здесь уже начали появляться объекты достаточно высоко уровня, к примеру, TRINITI в Гродно или ARMADA PLAZA в Могилёве.
Та же история с сетевыми операторами. Мы работаем с огромным количеством компаний и видим их планы развития на год. Те, кто закрыл свою потребность в Минске, рассматривает предложение за его границами — в областных центрах и крупных городах. Это правило жизни — если ты не развиваешься, то тебя «съедят» конкуренты.
Региональный рынок слабее столичного и потому, что местные девелоперы зачастую менее опытные. Они имеют связи, деньги и желание строиться, но мало представляют, как создать качественный проект и кем его грамотно заполнить; как заполнить объект так, чтобы люди его приняли.
Команда «Твоя столица. Управление проектами» работает в сфере торговой недвижимости более семи лет. Два года назад мы начали всё активнее работать с регионами, т.к. увидели там большой потенциал и готовность рынка этот потенциал реализовывать, поэтому сегодня предлагаем себя в качестве своеобразного моста между инвестором и операторами. Опыт работы с объектами самого разного уровня, знание игроков рынка и тренды в сфере торговой недвижимости позволяют нам просчитывать ходы далеко наперёд, чтобы объект не просто «выстрелил», но и работал на протяжении десятилетий.

— К «начинке» каждого объекта надо подходить индивидуально. Где-то сработает один пул арендаторов, где-то совершенно другой. Надо учитывать потенциал площадки, характеристики объекта, изучать сильные и слабые стороны проекта. Иногда мы вмешивались в архитектуру здания, меняя планировки, вертикальные коммуникации или ширину коридоров с точки зрения современных предпочтений как сетевых операторов, так и конечных потребителей. Естественно, больше возможностей для изменений и пространства для манёвра у любого проекта ранней стадиях реализации.
Часто девелоперы сталкиваются с дефицитом операторов и не могут самостоятельно найти арендаторов на свои торговые площади, не знают, как это правильно делать. Мы, в свою очередь, работаем с большинством сетевиков, знаем планы компаний по развитию на год вперёд и можем формировать наиболее эффективные связки — объекты, которые будут работать. Например, в прошлом году мы очень качественно сработали по торговому центру «Европарк» в Слуцке. На момент, когда собственник обратился к нам, им был самостоятельно заполнен первый этаж местными индивидуальными предпринимателями, но, ожидаемо, со вторым этажом появились проблемы. Мы грамотно подкорректировали планировочные решения и, благодаря своему опыту и знанию рынка ритейл-операторов, смогли полностью заполнить второй этаж к открытию такими операторами, как «Электросила», «Буслiк», «Всё нипочём», Baleks, Funtastik и другими.

— В данный момент мы ведём такие масштабные проекты, как, например, ARMADA PLAZA в Могилёве. Есть, пока безымянный, крупный торговый центр в Солигорске.
Со всеми проектами отдела можно ознакомиться здесь.
Фото: Павел Садовский
ПАРТНЁРСКИЙ ПРОЕКТ
Читайте также:
На Октябрьской площади началось строительство бизнес-центра. ФОТОФАКТ
На крыше ТЦ в Гродно откроется смотровая площадка с биноклями, как в Нью-Йорке
Если турки не возобновят строительство на Харьковской, участок передадут другому застройщику

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом
34805
Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом
21366
«С соседями мы — как родные люди». Как живется в доме со знаменитым магазином «1000 мелочей»
21251
«За стенкой кто-то чихнул – ты услышал». Как живется в советских пятиэтажках в Серебрянке-1
8766
«В другой район – ни за что в жизни». Как живется в тех самых голубых домах напротив Дроздов
44122
Почему нам так хочется переехать в новостройку и сделать свежий ремонт? Разбираемся в психологии нового
5918
«Миллениалам важен престиж, а зумеры верят блогерам». Спросили у риэлтера, как выбирают квартиры разные поколения
6442
Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?
2489
Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?
8693
«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке
69482
Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?
2169
Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?
3388
Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027
Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440
За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973
Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401
Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706
Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса
92290
"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х
80457
До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить
84124- Бизнес центры
- Торговые центры
- Продажа гаражи, машиноместа
- Продажа офисы, нежилые помещения
- Продажа магазины, торговые помещения
- Продажа рестораны, бары, кафе
- Продажа склады, производства
- Продажа бизнес, сфера услуг
- Аренда офиса, помещений
- Аренда магазины, торговые помещения
- Аренда рестораны, бары, кафе
- Аренда склады, производства
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес
- Аренда гаража, машиномест