«Цены на жилье поднимаются вдвое, и мы ничего не можем сделать». С какими проблемами сталкиваются организаторы Viva Braslav Open Air
3435 1Спортивно-музыкальный фестиваль в Браславе Viva Braslav Open Air признан лучшим в Беларуси по посещаемости, инфраструктуре и инновациям. За 6 лет проведения этого специального мероприятия на рынке event-индустрии количество его посетителей выросло более чем в 10 раз, а площадь увеличилась в 20 раз.
Организаторами фестиваля выступили братья Евгений и Олег Лабуть.
Опытом организации и проведения мероприятия поделился на первом международном event-форуме в Минске, основным организатором которого выступила компания EventMedia, Олег Лабуть — руководитель фестиваля Viva Braslav Open Air.
Для чего это надо
В основу фестиваля легла идея сделать качественный «движ» для гостей и жителей города и популяризировать бренд «Браслав» — курортный город, расположенный в сердце белорусского Поозерья, который ежегодно посещают тысячи отдыхающих из разных стран.
Все начиналось с дискотеки на стадионе
Первый фестиваль Viva Braslav прошел в 2013 году на городском стадионе и был организован при поддержке международного проекта «Белла Двина». Акцент на мероприятии был сделан на спортивную часть. В нем участвовали 2200 человек.
Олег Лабуть рассказывает, что, несмотря на маленькую площадку и небольшое количество посетителей, первый фестиваль стал окупаемым. С этого времени каждое мероприятие приносит доход.
— Мы начинали организовывать фестивали, не имея опыта, и с каждым последующим мероприятием старались подниматься по ступенькам выше и выше. Чем масштабнее мероприятие, тем больше возникает рисков. За месяц до каждого фестиваля я сплю все хуже и хуже. Нужно правильно рассчитывать свои силы и очень грамотно составлять смету, — делится опытом Олег.
В 2014 году фестиваль удалось организовать без спонсорской и партнерской поддержки. Спортивная и музыкальная программа, которая была сфокусирована на поп-рок направлении, собрала 5100 человек.
Третий фестиваль поменял место прописки и со стадиона переехал на центральный пляж Браслава. С этого времени он ежегодно в конце июля — начале августа проводится на этом месте. В 2015 году музыкальная программа пополнилась зарубежными артистами, появились зона развлечений и первые крупные партнеры фестиваля.
— На старте проведения фестиваля очень сложно привлекать артистов. Если вы захотите пригласить и привезти популярного музыканта или певца, то, скорее всего, он скептически отнесется к вашему предложению. Он не знает и не понимает, что где-то в 240 километрах от Минска есть жизнь в принципе, — говорит Олег.
В 2016 году фестиваль Viva Braslav увеличил свою площадь и собрал на площадке 13.500 человек. Для приема гостей был организован кемпинг, появилась вторая сцена с альтернативными музыкальными направлениями.
С 2017 года фестиваль стал называться Viva Braslav Open Air. Он еще больше расширил свою площадку и кемпинг, увеличил количество партнеров.
Фестиваль сегодня
В 2018 году впервые программа фестиваля была рассчитана не на один, а два дня. По входным билетам его посетили 23.000 человек из всех регионов Беларуси, а также Литвы, Латвии и России. Площадь фестиваля увеличилась до 200 тысяч квадратных метров. В нем приняли участие 50 музыкантов из 5 стран.
Олег Лабуть не скрывает, что перейти на двухдневный формат проведения мероприятия было не просто.
— Мы немного недооценили силы и затраты на проведение двухдневного фестиваля. Но это помогло нам выйти на новый уровень организации мероприятия. Фестиваль имеет свою специфику, поэтому от этой идеи мы не хотим отказываться, — дополняет Олег.
На фестивале звучит музыка различных направлений — от самых популярных pop/rock/rap/hip-hop до электронной и танцевальной.
Кроме музыкальной, большое внимание уделяется спортивной программе. В рамках фестиваля проводятся международные спортивные соревнования по 6 видам спорта, которые объединяют более 400 любителей.
На вопрос, можно ли проводить фестиваль не 2 дня, а, например, неделю, как это часто бывает в Европе, руководитель Viva Braslav Open Air отвечает:
— Наверное, фестиваль можно проводить и неделю. Но все упирается в платежеспособность нашей аудитории. Мы очень ценим и любим своих посетителей. У нас недешевые билеты. Один на 2 дня стоит 40 рублей. Столько же надо потратить на дорогу. Плюс к этому добавить примерно такую же сумму на ночевку. Средний чек мероприятия — 100 долларов в сутки на компанию до 10 человек без питания. Вот и судите сами, много ли людей готовы потратить такие деньги на уикенд.
В чем плюсы регионального фестиваля
Viva Braslav Open Air — региональный фестиваль, поэтому его посетители — в основном, неизбалованные люди.
Олег рассказывает, что организовывать фестиваль в регионе проще из-за отсутствия большой конкуренции.
— Когда мы организовали первое мероприятие, которое было больше похоже не на фестиваль, а на дискотеку на стадионе, ожидали, что потанцевать придет 600 человек. Но по факту их было больше двух тысяч. Браслав — известный курортный город, где очень много отдыхающих людей. Вот они и пришли к нам, — дополняет руководитель фестиваля.
К плюсам организации фестиваля в регионе относится и то, что это дает возможность долгое время к нему готовиться.
— Теперь, когда у нас уже есть партнеры мероприятия, одна из наших фирменных фишек заключается в том, что мы можем готовить для них (партнеров) активные зоны развлечений. Например, в прошлом году мы два месяца готовили дополнительную сцену. Немногие минские площадки могут предоставить такую возможность, — уточняет Олег.
Есть и немало минусов
Организатору фестиваля в регионе надо быть готовым к тому, что придется нести большие затраты на логистику.
— Каждый год эта статья расходов потихонечку убивает нас изнутри. За эти деньги, что мы потратили на доставку людей, могли бы уже купить пару хороших грузовиков. Но что поделаешь. К сожалению, в Браслав не ходят поезда, — говорит руководитель фестиваля.
Сложность возникает и в том, что в регионе сложно найти местных квалифицированных сотрудников.
— Всегда хочется иметь на месте людей, которые будут решать какие-то вопросы, особенно хозяйственные. Если вы хороший пиарщик или продавец, то этим можно заниматься и в Минске. Хозяйственными вопросами — нет, — уточняет Олег.
Проблема заключается и в том, что в небольших региональных городах нет нужной полноценной инфраструктуры.
— Речь идет даже не о том, что к мероприятию сложно подготовить площадку, потому что оно, по сути, проводится в чистом поле, хоть и на берегу озера. Не хватает в целом инфраструктуры в городе — отелей, кафе, ресторанов и др. Гостей где-то надо расселять. Поэтому мы тратим много сил и денег на содержание кемпинга, — рассказывает Олег.
Но проблема в том, что у людей нет культуры проживания и отдыха в кемпингах. Нет и подрядчиков, которые могут оказывать услуги в этой сфере. В прошлом году организаторы решили оборудовать в кемпинге души. Подрядчик выставил такой счет, что им пришлось решать этот вопрос самостоятельно. Но обошлось в три раза дешевле.
Отдельный вопрос — расселение артистов.
— Конечно, мы не возим мировых звезд. В основном к нам приезжают артисты из стран СНГ и выставляют более-менее адекватные требования. Но есть большая проблема с отелями. Иногда артист после выступления хочет остаться на площадке, отдохнуть со своей командой и ночует в Браславе. Цены на гостиницы в городе во время проведения фестиваля соизмеримы с ценами на отели в Хилтоне. Скидок нам никто не делает. Европейцы, как правило, едут в Минск, — рассказывает руководитель фестиваля.
Посетители размещаются и в агроусадьбах. Но и здесь «ценник» поднимается почти в 2 раза.
Первые 3−4 года к фестивалю было очень сложно привлечь подрядчиков по общепиту.
— Сейчас такой проблемы у нас нет. Мероприятие стало популярным, и теперь многие хотят на нем заработать, — дополняет Олег.
Что остается за кадром
Олег не скрывает, что организовать фестиваль было сложно и потому, что эта идея вызывала у местных властей просто шок.
— В какой кабинет вы не пришли бы с инициативой, вам сразу зададут вопрос: а зачем? Тогда начинаешь приводить какие-то здравые доводы. Мы поняли, что нельзя приходить и убеждать в том, что из Браслава мы сделаем Лас-Вегас. Двигаться вперед надо постепенно. Когда мы два года проводили мероприятие на стадионе и люди поняли, что город на этом может заработать, нам для проведения мероприятия разрешили даже на два дня перекрывать дорогу республиканского значения, — рассказывает Олег. — Если вы в Минске делаете что-то подобное, то это вовсе не означает, что вы приедете в регион и сделаете там точно такое же мероприятие. Вам скажут, что у нас так не работают. Вы сошлетесь на законодательство. Вас отправят в Минск. Вопрос в том, хватит ли у вас запала, чтобы дальше бороться с бюрократизмом.
Организаторам пришлось воспитывать у посетителей и фестивальную культуру.
— Когда мы готовили первое мероприятие, даже не думали об этом. Сейчас, благодаря своему опыту и тому, что в стране проводится много фестивалей, смогли как-то воспитать аудиторию. Это при том, что первые 4 года мы проводили фестивали вообще без алкоголя. Сейчас заметили, что люди научились правильно отдыхать. Лояльнее к ним стали относиться и сотрудники МВД, — дополнят руководитель фестиваля.
Участников event-форума заинтересовал и вопрос, задумываются ли организаторы Viva Braslav Open Air организовывать подобные мероприятия в других регионах Беларуси.
— Повторить самих себя на новой площадке очень сложно. У нас очень короткое лето, и провести за сезон несколько даже подобных мероприятий невозможно, — отвечает Олег.
Билеты на Viva Braslav Open Air-2019 год начали продавать еще в ноябре прошлого года. В этом году фестиваль в Браславе пройдет 26−27 июля.
В основную команду организаторов фестиваля входят 48 человек. Каждый год они меняются. Неизменными остаются только 5 человек, которые работают весь год.
Арендовать усадьбу с Realt.by
Также читайте у нас:
Белорусы любят Египет и Турцию, а россияне — Беларусь. Белстат подсчитал количество туристов
Поднять зарплаты, развивать малый бизнес и агроусадьбы. В Беларуси снова пытаются возродить село
«Мягкое покрытие площадки, чтобы дети не падали в асфальт». Каким должен быть идеальный жилой комплекс для семьи: мнения
6194«Со временем такие объекты автоматически растут в цене». Смотрим малоэтажные жилые комплексы в Минске и пригороде
9693В Зеленой гавани появятся детский сад и школа. А какое жилье расположится рядом?
7434«Тут даже туалета не было». Семья превратила две старые коммуналки в очень красивую квартиру
12646«Собственнику агентства недвижимости важно не отставать от меняющейся реальности». Интервью с основателем Greenman Realty Group
7235«Стоимость квадрата здесь точно вырастет». Как живет и меняется один из самых ярких кварталов Минска
9545«Мы на пике цен, дальше — снижение». Эксперты рассказали, что происходит с квартирами
21271Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса
92290"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х
80457До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить
84124"На нашей детской площадке собиралась вся Малиновка". Как живется в тех самых "английских" домах от МАПИДа в Минске
35883«Вопрос решается на самом высоком уровне». Продлен инвестдоговор по комплексу «Шантер Хилл» возле Дроздов
6691Белорус построил классный гостевой домик с баней и беседкой. Посмотрели, как он устроен
30750"Такого числа свободных офисов еще не было". Рассказываем, что происходило с бизнес-центрами Минска в 2021 году и что будет дальше
10727Нашли маленькие и стильные квартиры в Минске, где сразу можно жить. И вот почем их продают
17897- Бизнес центры 123 объявления
- Торговые центры 40 объявлений
- Продажа гаражи, машиноместа 628 объявлений
- Продажа офисы, нежилые помещения 2066 объявлений
- Продажа магазины, торговые помещения 1730 объявлений
- Продажа рестораны, бары, кафе 151 объявление
- Продажа склады, производства 1011 объявлений
- Продажа бизнес, сфера услуг 780 объявлений
- Аренда офиса, помещений 2249 объявлений
- Аренда магазины, торговые помещения 1839 объявлений
- Аренда рестораны, бары, кафе 125 объявлений
- Аренда склады, производства 667 объявлений
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес 392 объявления
- Аренда гаража, машиномест 47 объявлений