Удорожание строительства и коррупция? Какие последствия могут быть от принудительного создания фонда развития стройотрасли
5818Александр Лукашенко подписал Указ о создании в Беларуси фондов развития строительной отрасли. Фонды будут формироваться за счет отчислений в размере 1% от стоимости работ, выполняемых подрядными организациями всех форм собственности. Республиканская конфедерация предпринимательства поделилась с Realt своим мнением по поводу нового указа.
Александр Лукашенко подписал Указ о создании в Беларуси фондов развития строительной отрасли. Республиканский, областные и Минский городской внебюджетные фонды будут созданы и действовать на период с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2025 года. Фонды будут формироваться за счет отчислений в размере 1% от стоимости работ, выполненных подрядными организациями всех форм собственности за исключением организаций-заказчиков, застройщиков зарегистрированных в качестве резидентов свободных экономических зон. Так, республиканский фонд развития будет формироваться и пополняться за счет инвесторов, заказчиков через подрядные организации входящие в систему Минстройархитектуры, областные и Минский городской внебюджетные фонды — через строительные предприятия по месту их регистрации.
«Отчисления не будут производиться от стоимости работ по возведению жилых домов, инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки (в том числе индивидуальной), объектов за счет бюджетных и приравненных к ним средств», — говорится в документе.
Средства фондов развития будут использоваться для осуществления организациями строительной отрасли модернизации и технического переоснащения производственных мощностей индустриального домостроения, производства железобетонных изделий, а также обновление парка строительных машин и механизмов, транспортных средств и технологического оборудования.
Своим мнением о новом указе, его влиянии на строительную отрасль, поделился генеральный директор ООО «Городское строительство», вице-председатель Республиканской конфедерации предпринимательства, член экспертного совета при министерстве архитектуры и строительства Алексей Коленда.
— Как к этому указу относится Республиканская конфедерация предпринимательства?
— Указом фактически предусматривается директивное перераспределение денежных средств, зарабатываемых организациями-заказчиками, застройщиками, инвесторами всех форм собственности, в пользу организаций, избранных Министерством архитектуры и строительства, облисполкомами и Минским горисполкомом. Это позволяет сделать вывод, что его разработка продиктована намерением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь осуществить модернизацию государственных домостроительных комбинатов и предприятий за счет всей строительной отрасли, что в свою очередь противоречит принципам добросовестной конкуренции на строительном рынке.
Данным указом подразумевается отчисление в сумме 1% от стоимости всех строительных работ, кроме финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также за исключением строительства жилья. Естественно, это очень сильно повлияет на себестоимость строительства. Это негативно отразится на строительном рынке Беларуси.
Принимая во внимание объемы таких работ в стране и снижение активности на рынке недвижимости, механизм создания такого Фонда окажет негативное влияние на инфляцию и, как следствие, на ставку рефинансирования. Уменьшение доходов населения и увеличение ставки рефинансирования уменьшат спрос на строительные и другие услуги, уменьшится не только объем выручки в целом, но и объем отчислений в бюджет, налоговых платежей.
— Но в целом такие фонды — это не плохо? Когда, скажем, участники добровольно готовы отчислять взносы и знают куда эти взносы идут. Но здесь, получается, «обязаловка»?
— Да, практика создания фондов имеет широкое применение за рубежом, когда участники фонда на добровольной основе формируют фонды и финансируют из них некие программы. Этот Фонд является обязательным для наполнения всеми инвесторами, и распорядителями его будут Минстройархитектуры, облисполкомы и Мингорисполком. Из Указа следует, что выделение денежных средств будет осуществляться комиссиями созданными распорядителями денежных средств этих фондов. Совсем не понятно, кто будет входить в эту комиссию, кто будет принимать решение о распределении этих денежных средств, каким образом и по каким критериям будет выбираться та или иная строительная организация. Рискну предположить, что получателями этих фондов будут являться подведомственные облисполкомам, Мингорисполкому и Минстройархитектуры предприятия с государственной долей собственности. Это, в свою очередь, ставит организации, осуществляющие строительную предпринимательскую отрасль в Беларуси в неравные условия. Потому что наполнять этот фонд должны все организации, вне зависимости от форм собственности, а пользоваться ими — только предприятия, выбранные распорядителями, и созданной ими же комиссией.
— В комментарии пресс-службы Александра Лукашенко идет пояснение, что фонд будет распределятся на закупку машин и механизмов? Кто в них наиболее остро нуждается?
— Сегодня эффективность предприятия обуславливается в том числе и конкурентоспособностью, которая достигается за счет использования современных технологий, машин и механизмов, а также себестоимостью, которую придется увеличить на стоимость отчисления в предусматриваемый проектом Указа фонд. С точки зрения равных конкурентных прав у субъектов хозяйствования в строительной отрасли возникает вопрос, почему одним строительным предприятиям можно произвести модернизацию за счет фонда (фактически за счет других субъектов), а другие должны соответствовать современным тенденциям за свой счет. Это приведет к созданию неравных условий на строительном рынке, что негативно скажется на инвестиционном климате и развитии бизнеса. Таким образом, принятие данного проекта Указа не согласовывается с декретом президента от 23 ноября 2017 г. № 7 и иными нормативными правовыми актами, принятыми в целях системного улучшения бизнес-климата в стране.
Также следует отметить, что на этапе обсуждения этого указа в Совет по развитию предпринимательства был направлен ряд вопросов. В том числе и вопрос о том, каким образом будут правильно распределятся эти фонды? Кто будет в комиссии и каким образом она будет формироваться? На что мы не получили явного ответа до сих пор, в том числе и в Указе про это сказано лишь то, что комиссии будут создавать облисполкомы, Мингорисполком и Минстройархитектуры. Я считаю, что для определения получателя средств из Фонда комиссия должна включать в себя представителей предпринимательских структур, бизнес-сообществ, ассоциаций и, конечно же, заказчиков. Опять же, повторюсь, негосударственных. Только в таком случае можно рассчитывать на рациональное и прозрачное распределение средств Фонда.
Что касается нуждающихся, то строительная отрасль в целом нуждается в модернизации и каждый подрядчик обоснованно может сказать, что он нуждающийся в новых механизмах, технике, оборудовании и так далее, так как предела совершенства в технологических новшествах попросту нет, потому что наука не стоит на месте и постоянно появляются новые наукоемкие технологии, направленные на повышение качества, сокращение издержек и снижения себестоимости.
— 1% от стоимости работ — это много?
— Это очень много. Чтобы вы понимали, стоимость строительства небольшого магазинчика составляет от 1.000.000 до 2.500.000 BYN, где инвестор еще к этим затратам должен добавить от 10.000−25.000 BYN. Эта сумма ляжет не на плечи подрядных и субподрядных организаций, а на плечи именно инвесторов и заказчиков. Потому что указом предусматривается включение данных отчислений в размере 1% в сводный сметный расчет, который составляется при проектировании объекта. И расходы на него ложатся на инвестора. Поэтому принятие этого указа в такой редакции приведет к увеличению себестоимости строительства и, соответственно, к снижению инвестиционной привлекательности в Республике Беларусь.
В целом нет понимания обоснованности выбора размера отчислений в фонд. Организация, осуществляющая технический надзор в строительстве ограничена сводным сметным расчетом 1,06%, где они выполняют реальную работу и в составе затрат есть зарплаты специалистов, накладные расходы и так далее, но даже за это заказчик не всегда готов столько платить.
— Реально ли эти отчисления помогут вывести на качественно новый уровень строительную отрасль?
— Что касается вопроса модернизации и технического переоснащения производственных мощностей индустриального домостроения, производства железобетонных изделий, а так же обновление парка строительных машин и механизмов, транспортных средств и технологического оборудования, то этот вопрос решить не так просто. Уже были такие модернизации где-то 10 лет назад, которые были направленны на модернизацию мощностей крупнопанельного домостроения, то на сегодняшний день они практически не загружены, и за 10 лет они на самоокупаемость так и не вышли. И если сейчас вновь идет речь о модернизации за счет всех участников строительной отрасли домостроительных комбинатов и предприятий находящихся в стадии стагнации, то эффекта от этого не будет. Мы уже это проходили.
— А что делать небольшим компаниям или предпринимателям, которые вошли на субсубподряд, чтобы, к примеру, положить плитку? Им тоже придется ломать голову, как высчитать этот 1%, его перевести, заниматься дополнительной бухгалтерией?
— Четкого определенного механизма в Указе не прописано, сказано лишь то, что Заказчики обязаны до 30-го числа месяца, следующего за отчетным осуществлять перечисления на соответствующие счета денежных средств в размере 1% от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце с учетом выплаченных им авансов. Далее заказчики обязаны до 5-го числа второго месяца следующего за отчетным предоставить подрядным организациям копии платежных поручений на перечисление денежных средств на счета Фонда. Затем подрядные организации не позднее 10-го числа второго месяца следующего за отчетным предоставляют распорядителям денежных средств Фондов информацию о перечислении денежных средств в эти фонды, сформированную на основании полученных от заказчиков платежных документов.
Вот тут вообще непонятный механизм. Если обязательство по оплате Указом возлагается на Заказчика, то при чем здесь подрядчик? И еще один ключевой момент: как быть с субподрядным выполнением, кто за него должен платить, отчитываться, если в Указе четко прописано «работ, выполненных подрядными организациями собственными силами…»?
Предполагаю, что Указом предписывается всем строительным предприятиям задействованным в капитальном строительстве или реконструкции независимо от объема выполненных работ и условий договора (суб- или субсубподряд) придется заниматься отчетностью.
Что касаемо работ по текущему ремонту, то там никаких отчислений не предусматривается, так как текущие ремонты выполняются на основании дефектного акта и сводный сметный расчет, куда включается 1% отчислений в фонд развития строительной отрасли, не составляется.
Так же это негативно отразится на бизнес-климате: дополнительная отчетность = дополнительные затраты. В соответствии с декретом президента № 7
И еще раз повторю, что реализация Указа путем направления средств фонда на модернизацию машин и механизмов, оборудования на предприятиях создаст недобросовестную конкуренцию среди предприятий строительной отрасли. Кроме того, это создает благоприятную среду для роста коррупции и снижения предпринимательских инициатив.
Остались вопросы? В понедельник (12 июля) в 19.00 в нашем Telegram-канале мы проведем подкаст с экспертами строительной и предпринимательской отрасли Беларуси, где рассмотрим этот указ со всех ракурсов. Присоединяйтесь, будет интересно.
Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом
56744
Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом
35942
Что за дом начинают строить в тихом местечке недалеко от Логойского тракта? Узнали подробности
12616
«За районом следить никто не хочет». Как живется в домах с дешевыми квартирами у метро «Партизанская»
28512
Как купить квартиру и не прогореть. Чек-лист, который сбережет ваши деньги
7191
«Слышим даже как сосед за стенкой кашляет». Как живется в панельках на краю Каменной Горки
9407
Рост цен на квартиры на 70%, первый гипермаркет и рождение Realt. Каким был 2005 год в Беларуси
8298
Садовое товарищество — тоже вариант. Как мы искали дом для семьи минчан за 120 тысяч долларов
5505
Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?
6124
Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?
12250
«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке
74054
Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?
3818
Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?
6590
Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027
Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440
За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973
Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401
Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706
Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса
92290
"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х
80457- Бизнес центры
- Торговые центры
- Продажа гаражи, машиноместа
- Продажа офисы, нежилые помещения
- Продажа магазины, торговые помещения
- Продажа рестораны, бары, кафе
- Продажа склады, производства
- Продажа бизнес, сфера услуг
- Аренда офиса, помещений
- Аренда магазины, торговые помещения
- Аренда рестораны, бары, кафе
- Аренда склады, производства
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес
- Аренда гаража, машиномест



