«Если машина будет мешать — я получу штраф». Как паркинг в минском ЖК стал причиной конфликта жильцов и застройщика

  5039

Жилой комплекс «Петровские верфи» на месте частного сектора у станции метро «Петровщнина» строит «УКС Запад». Застройщик возводит 9 жилых домов, архитектурно символизирующих маяк, корабль и парус — именно такие названия и дали объектам ЖК. Обязательным условием покупки квартиры является приобретение машиноместа в многоуровневом паркинге. Некоторые дольщики уже получили свои ключи и оценили парковочные места, которыми они остались недовольны: колесоотбойники, пожарные шкафы и трубы занимают часть их собственности. Разбираемся, что произошло.

К нам обратились жители ЖК «Петровские верфи» из-за купленных машиномест в паркинге, которые продавались вместе с квартирами. Во-первых, площадь парковочного места не соответствует параметрам, что были прописаны в договоре. Вместо 11,5 «квадрата» они получили 12,5 м². Во-вторых, в площадь крайних мест вошли колесоотбойники, защищающие стены паркинга от столкновения с машиной при парковке. На некоторых участках такие ограничители стоят с двух сторон и занимают минимум полметра от ширины заезда. В-третьих, у кого-то, кроме колесоотбойников, на парковочных местах разместились трубы и пожарные шкафы, которые не только затрудняют выход пассажиров из авто, так еще и не соответствуют нормам безопасности. Из-за этого владелец машиноместа может получить штраф от МЧС. А теперь обо всем по порядку.

«Площадь больше, но места меньше». Что?

В комплексе пока построен и сдан один шестиэтажный паркинг, рассчитанный на 294 автомобиля. Место продавали покупателям квартир за 24 600 рублей в рамках определенной секции, в зависимости от дома. Когда владельцы пришли на приемку паркинга, увидели расхождения между тем, что им показывали при заключении договора и тем, что построили. Проблема в размерах машиноместа. Дольщики покупали стоянку площадью в 11,5 «квадрата» (ширина — 2,3 м, длина — 5 м), а она получилась на метр квадратный больше — 12,5 м². Новые параметры машиноместа радуют далеко не всех дольщиков.

— Строители нанесли разметку исходя из расстояния между колоннами, а не между колесоотбойниками, которые захотят на территорию парковочного места. Из-за этого въезд и выезд с места получился зауженный. Сейчас застройщик просит подписать дополнительное соглашение, но по факту крайние места не соответствуют даже прописанной в договоре планировке, — рассказывает Андрей, один из жителей ЖК и владелец парковочного места. Он не понимает, как паркинг прошел приемку.

Теперь получается, что владельцы центральных мест получили парковочные места большего размера и лучших характеристик, а боковых — наоборот.

По словам дольщиков, разметка должна была начинаться от колесоотбойника. В реальности же ограничитель заходит на машиноместо и по инструкции проведения замеров БТИ входит в площадь. Ухудшают ситуацию с парковкой в крайних местах вертикально установленные на колоннах и стенах пожарные шкафы и трубы.

По проектным нормам ТКП 45−3.02−25−2006, размер от колесоотбойника до авто, который стоит параллельно стене, должно составлять 0,5 м, параллельно колонне — 0,30 м, между авто и оборудованием — 0,30 м. В ответах жильцам УКС не ссылается на договор, а отмечает, что проект паркинга разработан в соответствии с действующим ТНПА, в том числе ТКП 45−3.02−25−2006. Проект получил согласование всех заинтересованных в эксплуатации паркинга организаций и РУП «Главгосстройэкспертиза».

Жильцы узнали у застройщика габариты машин, на которые рассчитаны парковочные места. УКС ответил, что при выполнении проектных работ они ориентировались на авто шириной 1,84 метра. Для примера мы припарковали Kia Sportage шириной 1,85 м на крайнее место у пожарного шкафа. Пассажирам авто на фото слева не выйти, а шкафы не открываются на положенные 170 градусов.

Получается, что сперва водителю нужно будет выпустить пассажиров, достать необходимые вещи и лишь потом заехать на место. Куда экстремальнее будет парковка автомобиля, где пожарный шкаф висит со стороны водителя. Кстати, выйти из машины, не задев дверь, у нашего героя не получилось.

— Как усложняется данный квест при наличии младенца с коляской или ребенка постарше, которого уже не оставишь одного даже на проезде, — рассуждает Анастасия, еще одна жительница ЖК.

В ответе на обращение дольщиков УКС показал схему, как рассчитывали ширину машиноместа по ТКП 45−3.02−25−2006. Возможно, при строительстве не учли, что пожарный шкаф должен открываться на 170 градусов. Из расчетов УКСа получается, что расстояние между закрытым шкафом до зеркала авто составляет 22 см, до кузова авто — 30 см (речь о парковочном месте справа на схеме ниже). Но ведь дверца шкафа в открытом виде на 90 градусов занимает 45 см.

«Если УКС не согласен переделывать, мы бы расторгли договор и забрали деньги»

В Постановлении Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 64 «Об утверждении и введении в действие строительных норм» говорится, что не допускается размещать непосредственно на местах стоянки или парковки лишь пожарные гидранты. В ответе на запрос еще одной жительницы ЖК Елены, МЧС уточнили, что требований в ТНПА не установлено к ширине прохода, достаточного для использования пожарного крана, установленного на машиноместе.

— В МЧС нам сказали, что при такой разметке и наличии рядом пожарного шкафа, максимальная ширина машины должна составлять 1,60 м, а не 1, 84, как говорит застройщик, — добавляет Елена. — Получается, что зоны общего доступа раскинули на всех владельцев мест в паркинге. Формально за эти трубы и шкафы отвечают владельцы тех участков, где они располагаются. МЧС-ники предупредили: если машина будет мешать беспрепятственному доступу к шкафам, то сотрудники выпишут штраф хозяину авто, что будет стоять рядом с ним.

Самое интересное, что шкафы не везде висят на территории парковочного места. Специалисты размещали их и на торце колонн. Жильцы не понимают, почему нельзя было повесить все шкафы так или разместить их на стенах, вдоль которых не располагаются парковочные места.

Жители, которые к нам обратились, говорят, что застройщик свою вину не признает: «все делали по проекту». Однако, в некоторых местах колесоотбойники после обращений дольщиков все-таки срезали (например, места № 194, 210, 260, 294). В итоге ширина машиноместа выросла до положенного 2,30 метров, до этого расстояние от одного колесоотбойника до другого составляло 1,90 м. Изменения дольщики заметили 25 июля, а техпаспорт объекта был подписан 1 апреля 2022 года.

— Как владельцу доказать, что это не его самоуправство с болгаркой? — задумывается Анастасия, ведь в документах БТИ отбойник будет.

На сайте ЖК имеется план паркинга. Там колесоотбойник на территорию машиномест 1 этажа не заходит. Более того, нет никакой информации о том, что на участках размещены трубы и пожарные шкафы, а площадь машиноместа по-прежнему составляет 5,0*2,3 м. На плане 2-ого и последующих уровней колесоотбойники на некоторых участках заходят на территорию собственников. В УКС нам сказали, что это не план проекта, а всего лишь схематическая разметка.

Схема на сайте verfi.by

Результаты экспертизы, которую Андрей заказывал по своему машиноместу, подтвердили несоответствие фактической площади парковочного места с теми параметрами, что прописаны в договоре.

Собственники участков в паркинге видят два выхода из ситуации.

— Наверное лучше было бы, чтобы переделали пожарную систему и ливневку, то есть убрали их с зоны парковки и перенесли на стену, как на втором этаже — возле выхода к лестнице. После сделать разметку 2,3 м, как и было заявлено при продаже мест, — делится Алексей.

— Если УКС на такое не согласен, то мы бы расторгли договор и забрали деньги, — дополняет Анастасия.

Что говорят в МЧС?

На наш запрос «УКС Запад» отвечать отказался, отметив, что все важные сведения уже передал жителям ЖК и владельцам машиномест. Realt также обратился в МЧС с просьбой разъяснить, как размещались пожарные шкафы и кто будет нести ответственность в случае, если службы не смогут воспользоваться кранами из-за припаркованной машины.

— Согласно ТКП 45−2.02−316−2018, пожарные шкафы следует устанавливать преимущественно у входов в помещения, в вестибюлях, коридорах, проходах, тамбур-шлюзах при пожарных лифтах, на площадках отапливаемых лестничных клеток и в других наиболее доступных местах. Расположение пожарных кранов не должно мешать эвакуации людей. При этом требования к ширине прохода между шкафом и автомобилем или другого транспорта на машиноместе в технических нормативных правовых актах (далее — ТНПА) не установлены, — разъясняет в ответе на наш запрос заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Анатолий Долголевец. — На указанном объекте шкафы пожарных кранов свободно открываются на угол не менее 160 градусов для разворачивания рукавной линии и извлечения огнетушителей. Однако, необходимо обеспечить постоянную готовность к применению систем внутреннего противопожарного водоснабжения, поэтому установку автомобилей на парковочные места следует осуществлять с обеспечением доступа к пожарным кранам с возможностью их применения.

Что касается ответственности за нарушение законодательства, то тут МЧС ссылается на статью 46 Закона Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-XII «О пожарной безопасности».

— Ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности и международных актов в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возлагается на их собственников.

То есть отвечать будет не застройщик, а владельцы машиномест. Нарушители требований несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Анатолий Долголевец отмечает, что изменить расположения указанных шкафов или откорректировать границы соответствующих машиномест можно на основании разработанной в установленном порядке проектной документации.

Что могут сделать дольщики?

Также мы обратились к юристу и спросили, могут ли дольщики расторгнуть договор на приобретение машиноместа с условием сохранения квартиры в ЖК «Петровские верфи», исходя из того, что все покупалось одним лотом.

— Согласно таблице 6 п. 5.4.2. ТКП 45−3.02−25−2006 между стеной и автомобилем, стоящим параллельно стене должно быть не менее 0,5 м, между колонной и авто — 0,3 м. При размещении у стен и колонн отопительных приборов, вентиляционных воздуховодов или другого оборудования здания указанное расстояние в 0,5 м или 0,3 м соответственно должно приниматься до этого оборудования, — отмечает Юлия Ковальчик, юрист, специализирующаяся на строительстве.

— В соответствии с п. 17. Положения о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства, условиях привлечения денежных средств при осуществлении долевого строительства, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь N156 от 12.03.2019 г., если объект долевого строительства построен с недостатками, в том числе с существенным нарушением качества, дольщик по своему выбору вправе потребовать от застройщика:

— безвозмездного устранения недостатков объекта долевого строительства в срок не более трех месяцев при условии возможности выполнения работ по устранению недостатков в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, содержащими обязательные для соблюдения технические требования. Срок для устранения недостатков начинает отсчитываться с даты подписания сторонами акта приемки-передачи объекта долевого строительства с перечнем замечаний

— возмещения своих расходов по устранению недостатков объекта долевого строительства, в том числе если застройщик не устранил их в согласованные сроки;

— расторжения договора и возврата денежных средств в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом

23760

Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом

13056

Недалеко от Дроздов и «Левады» началась стройка панельных коттеджей. Что известно?

15179

Хуторской ренессанс. Как минчанка построила барнхаус у Налибокской пущи

11082

«‎Если поселишься тут — не захочешь переезжать». Как живется в хрущевках на Золотой Горке

28309

Идеально для СПА-комплекса, базы отдыха или загородного клуба. В озерном краю продают участок для бизнеса по очень низкой стартовой цене

6884

Минчанин купил старую панскую школу в глуши и превратил ее в современный дом. Побывали там

91177

«Выходишь из подъезда, и все вокруг зелено». Как живется в советских панельках в Кунцевщине

6256

Известный бизнесмен хочет построить отель на месте пионерлагеря на Минском море. Узнали подробности

8054

Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?

1693

Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?

7531

«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке

67866

Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?

1736

Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?

2265

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706

Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса

92290