«Ни одно место не сравнится с этим». Побывали в минском доме, где жили сразу пять Героев СССР
751Дом на Червякова, 8 построили больше 50 лет назад среди большого частного сектора рядом с Комсомольским озером. Эта девятиэтажка предназначалась для семей офицеров. Условия здесь не уступали квартирам-сталинкам: кирпичные стены, высокие потолки, два балкона, паркет на полу. Расположение тоже завидное: напротив озеро, а до Немиги можно дойти пешком. Важен этот дом и для истории города: жилье здесь получили пять Героев Советского Союза. Накануне 80-летия Победы Realt познакомился с жителями девятиэтажки, расспросил про детство, знаменитых родителей, а также узнал, как здесь живется сейчас.
Еще 50 лет назад в районе проспекта Машерова вдоль трамвайных путей простирался частный сектор. Представьте, что в центре города по утрам пели петухи, на лужайках паслись коровы. Уже тогда в округе стали появляться кварталы брежневок. А в 1969 напротив Комсомольского озера построили первую девятиэтажку. Кирпичный дом долгое время считался элитным, так как тут получали квартиры офицеры, прошедшие Великую Отечественную войну. Среди них были и Герои Советского Союза: Николай Обедняк, Наум Жолудев, Федор Кузнецов, Федор Рудской, Сергей Суханов.
Этих людей давно уже нет, но память о них хранит не только мемориальная табличка, но и жители, которые выросли на глазах героев. Старожилов, к сожалению, здесь уже тоже осталось немного.
«У нас кирпичные стены, не пропускающие шум»
Дом из шести подъездов заливается закатным светом. Солнечные лучи пробиваются даже через серые уставшие стеклоблоки в подъездах. Года лишили их нарядности, но на фоне современных отделок, эта советскость — изюминка, которую хочется сохранить. За подъездной дверью также остановилось время. Распашные серые двери впускают в просторный холл, а сбоку — выход к лифту и лестнице. На этаже располагаются два тамбура и 4 квартиры.
— Мой дедушка как ушел на войну в 42-м, став солдатом, так и закончил свой путь военным. На пенсию он ушел со званием майора, — делится Дмитрий — внук артиллериста. — Если честно, только от вас узнал, что у нас было аж пять героев, не обращал на табличку внимание. Знал только Сергея Суханова, который жил в нашем втором подъезде.
Мужчина признается, что свою двухкомнатную квартиру не за что бы не променял на другую.
— У нас кирпичные стены, не пропускающие шум. Потолки 2,70 метра. Конечно, в детстве меня это вообще не волновало, но сейчас ценю.
Юность у здешних детей была прекрасной. В основном все игры проходили на озере вдали от родительских глаз. Деревенская атмосфера и центр города позволяли выбирать развлечения на вкус и цвет.
— Зачем нам двор, когда озеро рядом, частный сектор? Уже будучи постарше ходили драться район на район. Родители, конечно, ничего не знали. Они нас бы по голове не погладили, — с улыбкой рассказывает Александр, чей отец был полковником. Именно он получил здесь жилье. — Помню, Василий с первого подъезда, подрался с парнем с бульвара, выиграл — и нас больше не трогали. Смешной приключился случай: пока плавал на озере, мои штаны украли. Пришлось возвращаться домой в плавках. Позже я их увидел на другом парне, но уже ничего не доказал бы. До сих пор жалею. На тот момент такие были не у всех.
«Было как в деревне — все всех знали»
Девятиэтажку возводили по заказу КЭЧ Краснознаменного Белорусского военного округа. В первых четырех подъездах располагаются двухкомнатные и трехкомнатные квартиры.
— У нас довольно большой коридор. Все комнаты в двушках и трешках раздельные. Еще одно преимущество: два санузла. Кстати, в уборной тогда была продумана раковина. Квартиры сдавали без ремонта, но на полу уже лежал паркет. У меня в квартире он до сих пор, только я его чуть отремонтировал.
Нестандартные для этого дома балконы есть в квартирах первого и шестого подъездов. Дело в том, что на последних трех этажах со стороны двора они удлиненные. Распределялись они так: кому-то доставался балкон шириной в две комнаты, кому-то — обычный.
— Изначально дом должен был состоять из четырех подъездов. Но уже в процессе строительства выяснялось, что денег все завершить не хватает. Нашлись средства не где-то поблизости, а в городке Мирный, в части у космодрома «Плесецк». Там был снабженец, который договорился о сделке: он дает деньги достроить дом, а за это военным позволяют возвести еще два подъезда для отставников из гарнизона. Семьи из пятого и половина из шестого приехали из Мирного, — рассказывает историю дома Марина из пятого подъезда.
— Кстати, именно в шестом подъезде есть однокомнатная и четырехкомнатная квартиры. Возможно, в этом части дома их несколько, но история создания вот такая. Рассказывали, что девушка, которая работала секретарем при гарнизоне, тоже захотела уехать в Минск вместе со всеми. Для нее из двушки сделали однушку. Оставшуюся комнату присоединили к трешке. Так и получилась четырехкомнатная. В доме у нас жили не только офицеры в отставке. Одна из квартир на втором этаже принадлежала саблисту Виктору Сидяку — олимпийскому чемпиону.
Сейчас женщине 64 года. По ее словам, она была самой младшей среди переехавших в Минск детей. Последние два подъезда между собой хорошо общались: «было как в деревне — все всех знали», а подружиться с кем-то из других не получалось. Здоровались, уважали друг друга, но близки не были.
— Мое детство прошло за занятиями спортом, поэтому во дворе я не особо гуляла. Напротив дома сейчас стоит военкомат, а раньше был детский сад. Помню, что, когда поблизости начали возводить еще один, раскопали какое-то дореволюционное кладбище. Дети в школе приносили черепа оттуда.
Квартиру здесь выделили отцу Марины. Он воевал с 42-го года, в 1944-м был ранен и уже окончание войны встретил в госпитале.
— После войны папа пробился: закончил училище, построил военную карьеру. Для мальчика из бедной семьи, который имел образование в четыре класса — это был лучший вариант. Чтобы вы понимали, он как-то сказал, что, попав на войну, он впервые наелся досыта. Рассказывал, что на фронте очень сильно скучал по маме, и немного стеснялся этого. Мол, вокруг были взрослые мужики, у которых дети, жены и родители живут под оккупацией. Это им страшно, а он всего лишь скучал по маме, — пересказывает историю отца женщина. — Он особо не любил поднимать эти темы, даже награды носил редко. Если кто-то начинал идеализировать войну, мог высказаться: «Да, было время приходилось идти всем воевать, но ничего кроме грязи, страха и боли там нет».
«Папа — герой, а мама была его авторитетом»
Территория вокруг дома ухоженная. Перед муралом сделана зона с цветами, у подъездов зацвели вишни. Каждое дуновение ветра ведет за собой шлейф приятного сезонного аромата. Насладиться такой погодой приходят даже люди из других домов.
Для детей сделана небольшая площадка со всем необходимым. Дорога у подъездов где-то разбита, но мест для парковки авто хватает.
Пообщавшись с местными, складывается впечатление, что статусность их дедушек и отцов никто никогда здесь не выделял. Все были друг перед другом равны.
Татьяну и ее мужа мы встретили у подъезда. Она — дочь Федора Кузнецова. В 1945 году майор Федор Иванович был начальником разведки 186-й стрелковой дивизии 65-й армии 2-го Белорусского фронта. Звание Героя Советского Союза он получил в том числе и за штурм в городе Данциг. В марте 45-го разведрота уничтожила два артиллерийских орудия, грузовики, несколько паровозов и вагонов противника. Около 100 солдат и офицеров вермахта было взято в плен, а более одной тысячи гражданских были освобождены.
На заслугах отца Татьяна никогда внимание не акцентировала. В первую очередь для нее он был папой.
— Мы жили здесь с родителями и братом. Отец был человеком незаурядным. Можно было позавидовать его великолепной зрительной памяти: запоминал целые страницы текста. Как-то он выступал у нас в институте, рассказывал про военные операции, за которые получил награды. Ребята были потрясены, столько же подробностей он держит в голове. Он всегда ценил в людях профессионализм. Уходил очень рано, приходил поздно. Даже дома мог часами сидеть в кабинете, работая над чем-то. Мне кажется, что выход на пенсию был для него трагедией, — вспоминает про Федора Ивановича женщина. — При этом очень любил искусство: много читал, слушал Шаляпина, Лещенко. До последнего дня делал каждое утро зарядку. Все папу уважали и подчеркивали его честность и принципиальность.
Супруг Татьяны добавляет, что его тесть — человек с большой буквы — в жизни подчинялся только одному человеку — своей жене.
— Да, мама была его авторитетом. Ее считали главой семьи, так как занималась домом, нашим с братом воспитанием. Папа всегда с ней советовался, даже в мелочах. Помню, мама попросила ему погладить рубашку, а я на рукавах утюгом оставила полоски. Он приносит ей, показывает и спрашивает: «А что, можно так надеть?». Она одобрила, ведь под кителем не видно. Вот так вот. Она тоже была эрудированная — учительница истории по образованию. Любила литературу: читала каждую строчку и наслаждалась этим.
На первом этаже дома располагается кулинария. В советские время тут был продуктовый магазин. Также сейчас здесь работают салон красоты, парикмахерская, центр социальных работ. Поблизости находятся кофейни, быстро можно добраться и до транспортных остановок.
«Ни один район не сравнится с этим»
Виктория с супругом купили квартиру в пятом подъезде год назад.
— Успели, так как потом ценник на квартиры поднялся. Изначально не рассматривали здесь жилье, но 50 тысяч не хватило, чтобы купить квартиру в доме напротив, — говорит молодой человек. — Мы жили до этого рядом с «Белой вежей» и, скажу честно, ни один район не сравнится с этими несколькими кварталами. Тут для детей много детских садиков, школ, не говоря уже про Комсомольское озеро, центр города и Дворец детей и молодежи. Скоро и метро появится. Про историю его знаем, но с кем-то из старожил познакомиться не успели. Да и их тут не так много.
— Дом хоть и старый, но лифты работают, службы быстро реагируют на вызовы. Единственное, с чем пока приходится бороться — тараканы. Мы их травим — они уходят на какое-то время, а потом опять возвращаются. Не знаем, из-за кулинарии ли это или действующего мусоропровода, но как есть.
Виктория отмечает, что для молодых семей планировки свою актуальность не потеряли.
— Мы жили в квартире с совмещенной кухней-гостиной, а тут у нас все изолировано. Кухня чуть больше семи метров и места хватает. Поняли, что потребности в объединении с залом нет. Нравится, что два санузла и балконы с разных сторон. Если дом отмыть, то жизнь здесь будет шикарной.
Читайте также:
«Ни за что отсюда не перееду». Как живется в «долларе» и «центе» – элитных домах 70-х в Минске
В квартале на Ангарской сдали еще два дома. Почем тут продают квартиры с отделкой?
Законопроект «О риэлтерской деятельности» одобрили в Совете Республики

Тут снесут весь частный сектор и построят метро. Еще один микрорайон Минска ожидают перемены
144838
Семья переехала в мистическую деревню, приютила кабана и стала популярной на YouTube
10149
«Ни за что отсюда не перееду». Как живется в «долларе» и «центе» – элитных домах 70-х в Минске
44617
Как вступить в брак и не остаться без квартиры? Объясняет эксперт
809
Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?
4434
«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке
64666
Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?
759
Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?
603
Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027
Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440
За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973
Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401
Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706
Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса
92290
"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х
80457
До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить
84124
"На нашей детской площадке собиралась вся Малиновка". Как живется в тех самых "английских" домах от МАПИДа в Минске
35883
«Вопрос решается на самом высоком уровне». Продлен инвестдоговор по комплексу «Шантер Хилл» возле Дроздов
6691
Белорус построил классный гостевой домик с баней и беседкой. Посмотрели, как он устроен
30750
"Такого числа свободных офисов еще не было". Рассказываем, что происходило с бизнес-центрами Минска в 2021 году и что будет дальше
10727- Бизнес центры 123 объявления
- Торговые центры 40 объявлений
- Продажа гаражи, машиноместа 628 объявлений
- Продажа офисы, нежилые помещения 2028 объявлений
- Продажа магазины, торговые помещения 1737 объявлений
- Продажа рестораны, бары, кафе 152 объявления
- Продажа склады, производства 1026 объявлений
- Продажа бизнес, сфера услуг 785 объявлений
- Аренда офиса, помещений 2285 объявлений
- Аренда магазины, торговые помещения 1857 объявлений
- Аренда рестораны, бары, кафе 125 объявлений
- Аренда склады, производства 674 объявления
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес 385 объявлений
- Аренда гаража, машиномест 48 объявлений