Минская городская скульптура вчера и сегодня
8011Статуя:
-Я на зов явился.
Дон Гуан:
— О боже! Дона Анна!
Статуя:
— Брось ее,
Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.
Дон Гуан:
— Я? Нет. Я звал тебя и рад, что вижу.
Статуя:
— Дай руку.
Дон Гуан:
— Вот она… о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти — пусти мне руку…
Я гибну — кончено — о Дона Анна!
Проваливаются.
А.С. Пушкин «Маленькие трагедии: Каменный гость»
«Каменный гость»
Страшной оказалась загробная месть Командора, описанная в поэме Пушкина.
Идея оживших портретов и статуй в мировой литературе встречается не редко: «Медный всадник», «Дон Жуан», «Путешествие Нильса с дикими гусями», Голем из Праги, «Портрет Дориана Грея» Уайльда, «Портрет» из «Петербургских повестей» Гоголя…
Широко известно греческое предание о Пигмалионе. Миф гласит, что знаменитый критский скульптор Пигмалион изваял из слоновой кости статую прекрасной нимфы Галатеи и влюбился в нее. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Он молил великую богиню Афродиту вдохнуть жизнь в его возлюбленную. И мольба его была услышена — скульптура ожила. Пигмалион женился на Галатее и у них родилась дочь по имени Пофос.
Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея.» 1890.
Раннее христианство Европы повсюду было пронизано реликтами язычества. Крещеные варвары носили дедовские амулеты и приписывали христианским культовым статуям ту же скрытую жизнь, какою ранее наделяли идолов. На основе народных суеверий и пропаганды чудотворных статуй в эпоху Возрождения и контрреформации складывались новые сюжеты о статуях, наделенных человеческими реакциями. Эти верования в некоторой степени дожили и до наших дней.
В конце XVIII века статуя Петра I работы Фальконе стала центральным символом Петербурга и воспевалась в русской классицистской поэзии как олицетворение духа-покровителя.
«Медный всадник» — памятник Петру 1, установленный в Санкт-Петербурге.
У Пушкина медный кумир оживает в кульминационный момент сюжета, делает его еще более устрашающим. Разгневанный невнятной угрозой Евгения, Медный всадник всю ночь преследует его по улицам Петербурга.
А помните сказку «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф? В ночном городе проказливый Нильс дразнит бронзовую статую грозного шведского короля, и вдруг оказывается, что по ночам этот памятник способен оживать.
Иллюстрации к книге «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф.
Бронзовый король отделяется от пьедестала и гонится по улицам за дерзким мальчишкой. «От каждого шага вздрагивала земля, и звенели стекла в домах. Бронзовый шел прямо на Нильса. Он шел, не сгибая колен, не поворачивая головы, и застывшим взглядом смотрел перед собой». Нильса выручает другая ожившая статуя — деревянного солдата, на которого и обрушивается ярость короля.
Минчанам повезло — у нас в городе статуи еще не оживали и ни за кем не гонялись!
Однако, установленные в городе скульптуры тоже «не лыком шиты». Во всяком случае, некоторые из них. Но «наши», в основном, настроены на позитив, на удачу, на исполнение желаний. Хотя, бывают и исключения. Появление «Прикуривающего» связана с трагической историей.
«Прикуривающий» или посмертная маска
Парапсихологи говорят о существовании определенной взаимосвязи человека с его изображениями. С этим явлением связана и самая раскрученная «мистическая» история Минска. Речь идет об одной из первых скульптур Владимира Жбанова «Прикуривающий». Прообразом этой скульптуры стал кинопродюсер и актер Владимир Голынский, известный по фильму «Дела Лаховского». Стремясь как можно точнее передать портретное сходство, Жбанов снял с лица Голынского гипсовую маску. Над актером еще друзья подшучивали: мол, памятник себе при жизни ставишь. Тот отвечал, мол, не переживайте, поставите мне его на кладбище. Когда Жбанов отливал скульптуру, Голынский погиб…
Лоховский Вася просит закурить. Скульптура установлена в 1999 г.
Как сообщил сам скульптор, Владимир Жбанов: «Про „памятник при жизни“ я ему ничего не говорил — по-моему, это примитивное суеверие… Говорят, в ночь смерти Володя был с друзьями, а в его кармане лежали 10.000 долларов — он собирался купить машину… Думаю, моя работа над скульптурой и смерть Голынского — всего лишь совпадение».
Владимир Голынский всю свою сознательную жизнь мечтал сниматься в кино. Годы шли. Он, тридцати пяти лет от роду, наконец встал на ноги, завел свое небольшое предприятие, что позволило ему начать кинопроизводство, основать «Студию Владимира Голынского». Снял «Заколдованные» (1994) и новеллы: «Привет от тезки» (1993), «Лечение по доктору Лоховскому», «Голосовать «за!» (1997). Снятые новеллы были частью проекта «Дела Лоховского», главным героем которых был Вася Лоховский по прозвищу «Лох» — герой, похожий на персонажа из новеллы О. Генри «Поросячья этика». И сами новеллы, кстати, сняты по мотивам рассказов О. Генри, о чем сразу и не догадаешься, потому как, дело происходит в Минске конца 1990-х.
Кадр из фильма «Дела Лоховского» (1993−1997).
Мистика или просто случайность — пусть каждый решает сам, но факт остается фактом.
А бронзовый Лоховский стоит в Михайловском сквере и просит у прохожих закурить. Сложилось поверье, если с утра вложить в пальцы «Прикуривающего» сигарету — то удача на весь день гарантирована. Интересно, как часто вкладывают сигарету в его пальцы? Судя по их блеску, это происходит много раз на дню. В почти двухмиллионном Минске желающих запрограммировать день на удачу именно таким способом предостаточно.
В отличие от случая с Голынским, остальные герои скульптора — собирательные образы, а не точные копии конкретного человека. Вот, что говорят о них городские легенды.
«Незнакомка»
Существует легенда-поверье, относящееся к бронзовой Незнакомке, грациозно сидящей не скамейке в Михайловском сквере. Говорят, что если одинокий молодой человек посидит рядом с ней на скамеечке, минуту подержит её за изящную ручку и нежно погладит по коленке, то непременно в скором времени найдёт себе красивую девушку, и всё у них в дальнейшем сложится ладно.
«Незнакомка». Установлена в 1998 г.
Кстати, точно такая же «Незнакомка», как у нас, красуется на лавочке и в Дюссельдорфе (Германия). Известно, что она отлита на том же заводе, что и «наша», и несколько лет рекламировала журнал «Мир металла». Но жизнь у неё иная — заграничная… Интересно было бы узнать, родились ли легенды о ней на немецкой земле — земле, давшей миру таких классиков литературы, как Гёте и Шиллер?
«Девочка с зонтиком»
Михайловский сквер богат на скульптуры. Еще одна — «Девочка с зонтиком», прозванная журналистами минской «Ассолью». Прообразом этой милой босоногой девочки послужила десятилетняя дочь скульптора В. Жбанова — Маша. Скульптура стала откликом её автора на трагедию, произошедшую на станции метро «Немига», когда погибли 53 человека, большинство из которых девушки 15−17 лет. Так появилась девочка под зонтиком-бабочкой, хрупкая и беззащитная.
«Девочка с зонтиком», установлена в 2000 г.
Родилась и легенда: если перед путешествием потереть ручку зонта — успех будет обеспечен.
Девочка понравилась минчанам. Хотя находились вандалы — скульптура несколько раз подвергалась осквернению — у нее отламывали зонтик… Но фигурку быстро восстанавливали. Недавно ей изготовили «двойняшку» и отправили в Сочи для установки на территории санатория «Беларусь».
Не только скульптуры В. Жбанова имеют «свои легенды». Скульптурам и памятникам других авторов так же присуща сия особенность.
Памятник А.С. Пушкину
Народное творчество не обошло вниманием и памятник А.С. Пушкину, что установлен на набережной Свислочи возле гостиницы «Беларусь». Студенты верят в то, что если поболтать с Александром Сергеевичем перед экзаменом по филологическому предмету, то хорошие оценки обеспечены.
Памятник А.С. Пушкину (автор Ю. Орехов) установлен в июле 1999 г. Торжественное открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения поэта. Это дар города Москвы Минску.
На что только не идут студенты, чтобы получить хорошие отметки! И «шпоры» пишут, и зачеткой машут в открытой форточке, ловя удачу, и с самим Александром Сергеевичем беседуют…
«Торговка и воробьи»
Еще один образ, заряженный на удачу — «Торговка и воробьи» («бабка с семечками»), расположенная у центрального входа в Комаровский рынок.
«Торговка и воробьи» (автор — Олег Куприянов).
Почти сразу послу её установки появилась примета: если прикоснуться к стаканчику с семечками — день не пропадет даром, доход будет обеспечен. Скульптуру бронзовой бабки, таким образом, можно считать талисманом малого бизнеса и предпринимательства в Минске. По отполированным до блеска частям скульптуры можно судить о её большой популярности среди горожан и гостей города.
«Пирамидка — перевёртыш»
В прошлом году на подходе к зданию Белгосцирка появился скульптурный ансамбль, состоящий из черепахи, кота и слона. Изначально он планировался немного другим. «Это пирамида-перевертыш, в которой все наоборот, — объяснил автор — скульптор Сергей Бондаренко. — Первоначально вместо черепахи собирался лепить мышь. Идея была такова: слон боится этого существа, поэтому становится от страха маленьким, а мышь, чувствуя власть над ним, — большой. Между ними для защиты кот. Но работники цирка рассказали, что у них с мышью связаны нехорошие поверья, поэтому ее присутствие в скульптуре крайне нежелательно. Так появилась черепаха». Надо заметить, что артисты цирка — одни из самых суеверных людей; где присутствует риск — там всегда есть и суеверия.
«Пирамидка — перевёртыш», автор Сергей Бондаренко, 2011 г.
Изюминкой этой композиции стал настоящий колокольчик на шее у кота. Уже родилась легенда, связанная с ним — задумав желание, надо нашептать его киске на ухо и позвонить в колокольчик, чтобы оно исполнилось. Вы ещё не пробовали?
«Дерево мечтаний«
Легенды постоянно рождаются в наше время — чаще это продукт «народного творчества», но иногда и проявление инициативы конкретного лица или организации. Так появление в Минске волшебного «Дерева мечтаний» обязано активистам из БРСМ.
У каждого из нас есть мечта, сокровенное желание. Как принято, озвучивать сокровенное надо осторожно, в нужном месте, в нужное время и… в нужное ухо. Теперь такое «волшебное ухо» есть у минчан и гостей столицы. Находится оно на «Дереве мечтаний», которое, в свою очередь, «растет» в скверике недалеко от гостиницы «Беларусь».
Композиция состоит из декорированного натурального ответвления столетнего дуба, в засохший ствол которого вмонтировано импровизированное ухо, вылепленное для прочности из цемента. На Дереве помимо настоящего птичьего гнезда закреплены пять колокольчиков.
От мощеного тротуара к «Дереву мечтаний» ведет тропинка, выполненная из небольших деревянных пеньков.
Согласно «легенде», любой желающий может приблизиться к волшебному дереву и прошептать в его ухо свое сокровенное желание, мечту. Главное — понять себя и найти слова, выражающие суть желания. О том, что ухом было услышана чья-то мечта, оповещает звон колокольчиков. Причем, должны прозвучать все пять колокольчиков, расположенных на Дереве. Услышав звон, не сомневайтесь — ваши желания непременно исполнятся. Таким образом, в городе «появилась еще одна достопримечательность, место для фотосъемки молодоженов, туристов, гостей столицы. Легенда, заложенная в этой инсталляции, позволит сделать место привлекательным для семейного досуга, экскурсий».
«Плачущий ангел»
Скульптура часто начинает жить своей собственной жизнью, независимо от того, что вкладывал в неё автор. Примером может служить «Плачущий ангел», установленный на «Острове мужества и скорби» в Троицком предместье. Он задумывался как символ скорби и печали. А теперь… Теперь к нему спешат молодожёны. О трагедии никто не думает, аура скорби исчезла. Вместо нее родился странный ритуал, заставляющий молодоженов тереть причинное место ангела и оставлять у его ног деньги…
А ангел стоит, закрывая лицо руками, словно прячась от стыда за бездумные действия людей. Воистину не ведают, что творят…
«Плачущий ангел» на «Острове мужества и скорби», установлен в 1996 г.
Памятник «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами» посвящен беларуским воинам, погибшим в Афганистане в 1979—1989 гг. Мемориальный комплекс расположен на «Острове мужества и скорби» в самом центре Минска, рядом с Троицким предместьем. «Плачущий ангел» является частью мемориала, и представляет собой маленького ангела-хранителя, который безутешно оплакивает погибших воинов, потому что не смог выполнить свою святую миссию — уберечь их от смерти. Плачущий ангел — не парковая скульптура, установленная для развлечения, а памятник погибшим, расположенный в святом месте, месте Скорби и Печали…
Однако, чьё-то больное воображение придумало и воплотило в жизнь ритуал, без которого теперь не обходится почти ни одна свадьба. Большинство молодожёнов выполняют выдуманный обряд, не задумываясь о назначении скульптуры Ангела, её символизме. И это выглядит кощунственным!
«Покупатели»
Еще одна скульптурная композиция, которая «зажила собственной жизнью», отличающейся от замысла автора — «Покупатели». Как только она заняла свое место у витрин столичного универмага «ЦУМ», так сразу вызвала неоднозначную реакцию.
«Покупатели». Проспект Независимости, 54, универмаг «ЦУМ», автор — Владимир Жбанов, 2011 г.
По идее автора, дети прижались лицом к витрине и разглядывают детские игрушки, а родители неподалеку «шарят» по карманам в поисках денег для покупок. Роль витрины играет стеклянная будочка, больше напоминающая киоск или афишную тумбу. Получилось, что дети или кривляются или дразнятся, а родители, вроде, как что-то потеряли… Композиции тут же придумали нелестные названия: «Памятник шопоголикам» и «Дети возле туалета»…
Казалось бы, чем дольше «живет» скульптура в городе, тем большим числом легенд она «обрастает». Но это не совсем так. Самая старая городская скульптура, установленная в Александровском сквере (рядом с Купаловским театром), до сих пор не имеет легенды. Мы знаем, что композицию «Мальчик с лебедем» установили в 1874 г. в честь пуска минского водопровода. За почти 140-летнее существование её не один раз повреждали, но потом вновь восстанавливали. Знаем, что копий этой скульптуры, установленных по всему миру, наберется штук… 100, а то и 200. Но наша ведь лучше — роднее!
После очередного «знакомства» с вандалами. Из коллекции Дмитрия Маслия, конец 1970-х — начало 1980-х гг.
Только в последнее время у нее появилось прозвище, и, наверное, легенда с ним связанная (но мне она не известна). Злые языки прозвали скульптуру — «Паниковский с гусем», проведя аналогию между лебедем и гусем с одной стороны, мальчиком и Паниковским с другой (один из героев «Золотого теленка» Ильфа и Петрова). По-моему, это очень натянутое сравнение. Хотя, конечно, говоря словами О. Бендера уже из другого бессмертного произведения упомянутых авторов — «Двенадцать стульев» — «кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень»…
***
Создание легенд, связанных со скульптурой — явление, присущее нашему времени. От этого не уйти. С одной стороны, это явное проявление суеверия, язычества, перенос древнего поклонения идолам в современную эпоху. С другой стороны, — разнообразие городской жизни, преодоление обыденности, раскрепощение сознания, создание настроения и ареола романтичности. Разнообразные «легенды», байки, истории, связанные с тем или иным объектом, делают нашу жизнь веселее, способствуют привлечению туристов, наконец.
Главное, не перейти грань, когда человек из предмета создает фетиш и становится заложником суеверий.
Городская и парковая скульптура отражает дух той эпохи, в которую она создавалась. Если посмотреть на Минск периода социализма 1930-х гг., в глаза бросается большое количество статуй физкультурников и пионеров. Их устанавливали в садах, парках, на аллеях. Фигуры выглядели эффектно, но были недолговечны, так как в целях удешевления их лепили из гипса. Заметьте, в тот период никому и в голову не приходило слагать о них легенды. Разве что, анекдоты про девушку с веслом. Фигуры были типовые, безликие, этакие клоны.
В послевоенное время модно было устанавливать, рыбок, фонтанчики, вазы, лягушек, мишек с бочонком, оленей, женщин с ребенком или веслом, салютующих пионеров, играющих и читающих детей… Наверху был утвержден целый список «востребованных» скульптур. Однако часто случались курьезы, когда вместо запланированной лягушки появлялась девушка с веслом, или вместо пионера — рыбка… Скульпторы огорчались, но подходили философски, подумаешь, одним пионером меньше, одной лягушкой больше…
Сохранившиеся до наших дней «Мишки с бочонком». Находится во дворе дома № 114 по ул. Р.Люксембург.
В наше время городская скульптура перестала выражать какие-то большие, глобальные идеи, перестала нести идеологическую нагрузку. Тому примеров предостаточно. Например, в Европе есть памятник акуле, которая «врезалась» в черепичную крышу дома; есть канализационная решка, за которую снизу держаться чьи-то руки… Можно вспомнить и знаменитого «Писающего мальчика» в Брюсселе, ставшего символом города.
Брюссельцы сделали своего «писающего мальчика» символом города, и не стесняются этого. О нем тоже сложена легенда и не одна.
Современная городская скульптура часто возвращает нас в детство. Вспомните, как маленькими мы игрались с куклами, плюшевыми мишками и котами, с солдатиками. Мы наделяли их характерами, эмоциями, чувствами, совершали от их лица действия - оживляли воображением своих повседневных друзей. Аналогичное происходит и с городской скульптурой, созерцание, общение с которой носит элемент игры. Можно утверждать, что через скульптуру город вступает с человеком в диалог… В основном, это общение несет на себе заряд положительных эмоций, благополучие, позитив. (Не зря у собачки, что у фонтана на Комаровке, натерта мордочка. А воробей на руке «Торговки» «светится» от счастья!)
Очень важным моментом является правильный выбор места для установки скульптуры. От этого зависит ее восприятие, рождение мифов вокруг нее. По-моему, примером неудачного расположения является нахождение скульптур «Тому самому Мюнхаузену» и «Гусару» (или «Поручику Ржевскому») во дворике по ул. Революционной, 8. Скульптуры расположены рядом с Музеем истории города Минска, но скрыты от всеобщего обозрения, малозаметны, и не каждый их сможет найти даже при желании.
«Тот самый Мюнхаузен», которого великолепно сыграл Олег Янковский. Скульптура явилась ещё и памятником великолепному актеру, безвременно ушедшему от нас в 2009 г., автор -скульптор В. Жбанов. 2010 г.
Известный герой анекдотов, балагур поручик Ржевский в ожидании барышни? Кстати, в Павлограде и Долгопрудном на скамейках гордо сидят бронзовые двойники «нашего» Ржевского. Автор — В. Жбанов. 2010 г.
Видели, как романтично блестят коленки у «Незнакомки» в Михайловском сквере? Пользуется успехом! А почему? Потому что на виду, да и существование её украшает легенда, и она притягивает к себе горожан и приезжих.
А что же «Гусар»? Спрятан во дворе и, к тому же, обделен «историей». А может, мы просто ещё не знаем о его возможностях? Может, стоит смелой молодой девушке попробовать закрутить бронзовому гусару усы, и, кто знает, в скором времени встретит она…, нет, не поручика, а молодого красивого лейтенанта? И ей — счастье, и городу хорошо — еще одна легенда родится.
***
Возможно, парковая скульптура и «бесполезный пустяк», но она оживляет нашу обыденную жизнь, «вырывает» человека хоть и на время из погруженности в себя, в свои проблемы. Заставляет обратить внимание на окружающую его среду и заметить, что она не такая уж унылая и однообразная.
Не страшно, если город будет украшать лирическая, ироническая, абстрактная или даже абсурдная скульптура. От такого многообразия город только выиграет. Чем более разнообразна тематика городской пластики, тем интереснее он людям.
Статуя:
-Я на зов явился.
Дон Гуан:
— О боже! Дона Анна!
Статуя:
— Брось ее,
Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.
Дон Гуан:
— Я? Нет. Я звал тебя и рад, что вижу.
Статуя:
— Дай руку.
Дон Гуан:
— Вот она… о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти — пусти мне руку…
Я гибну — кончено — о Дона Анна!
Проваливаются.
А.С. Пушкин «Маленькие трагедии: Каменный гость»
«Каменный гость»
Страшной оказалась загробная месть Командора, описанная в поэме Пушкина.
Идея оживших портретов и статуй в мировой литературе встречается не редко: «Медный всадник», «Дон Жуан», «Путешествие Нильса с дикими гусями», Голем из Праги, «Портрет Дориана Грея» Уайльда, «Портрет» из «Петербургских повестей» Гоголя…
Широко известно греческое предание о Пигмалионе. Миф гласит, что знаменитый критский скульптор Пигмалион изваял из слоновой кости статую прекрасной нимфы Галатеи и влюбился в нее. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Он молил великую богиню Афродиту вдохнуть жизнь в его возлюбленную. И мольба его была услышена — скульптура ожила. Пигмалион женился на Галатее и у них родилась дочь по имени Пофос.
Раннее христианство Европы повсюду было пронизано реликтами язычества. Крещеные варвары носили дедовские амулеты и приписывали христианским культовым статуям ту же скрытую жизнь, какою ранее наделяли идолов. На основе народных суеверий и пропаганды чудотворных статуй в эпоху Возрождения и контрреформации складывались новые сюжеты о статуях, наделенных человеческими реакциями. Эти верования в некоторой степени дожили и до наших дней.
В конце XVIII века статуя Петра I работы Фальконе стала центральным символом Петербурга и воспевалась в русской классицистской поэзии как олицетворение духа-покровителя.
У Пушкина медный кумир оживает в кульминационный момент сюжета, делает его еще более устрашающим. Разгневанный невнятной угрозой Евгения, Медный всадник всю ночь преследует его по улицам Петербурга.
А помните сказку «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф? В ночном городе проказливый Нильс дразнит бронзовую статую грозного шведского короля, и вдруг оказывается, что по ночам этот памятник способен оживать.
Бронзовый король отделяется от пьедестала и гонится по улицам за дерзким мальчишкой. «От каждого шага вздрагивала земля, и звенели стекла в домах. Бронзовый шел прямо на Нильса. Он шел, не сгибая колен, не поворачивая головы, и застывшим взглядом смотрел перед собой». Нильса выручает другая ожившая статуя — деревянного солдата, на которого и обрушивается ярость короля.
Минчанам повезло — у нас в городе статуи еще не оживали и ни за кем не гонялись!
Однако, установленные в городе скульптуры тоже «не лыком шиты». Во всяком случае, некоторые из них. Но «наши», в основном, настроены на позитив, на удачу, на исполнение желаний. Хотя, бывают и исключения. Появление «Прикуривающего» связана с трагической историей.
«Прикуривающий» или посмертная маска
Парапсихологи говорят о существовании определенной взаимосвязи человека с его изображениями. С этим явлением связана и самая раскрученная «мистическая» история Минска. Речь идет об одной из первых скульптур Владимира Жбанова «Прикуривающий». Прообразом этой скульптуры стал кинопродюсер и актер Владимир Голынский, известный по фильму «Дела Лаховского». Стремясь как можно точнее передать портретное сходство, Жбанов снял с лица Голынского гипсовую маску. Над актером еще друзья подшучивали: мол, памятник себе при жизни ставишь. Тот отвечал, мол, не переживайте, поставите мне его на кладбище. Когда Жбанов отливал скульптуру, Голынский погиб…
Как сообщил сам скульптор, Владимир Жбанов: «Про „памятник при жизни“ я ему ничего не говорил — по-моему, это примитивное суеверие… Говорят, в ночь смерти Володя был с друзьями, а в его кармане лежали 10.000 долларов — он собирался купить машину… Думаю, моя работа над скульптурой и смерть Голынского — всего лишь совпадение».
Владимир Голынский всю свою сознательную жизнь мечтал сниматься в кино. Годы шли. Он, тридцати пяти лет от роду, наконец встал на ноги, завел свое небольшое предприятие, что позволило ему начать кинопроизводство, основать «Студию Владимира Голынского». Снял «Заколдованные» (1994) и новеллы: «Привет от тезки» (1993), «Лечение по доктору Лоховскому», «Голосовать «за!» (1997). Снятые новеллы были частью проекта «Дела Лоховского», главным героем которых был Вася Лоховский по прозвищу «Лох» — герой, похожий на персонажа из новеллы О. Генри «Поросячья этика». И сами новеллы, кстати, сняты по мотивам рассказов О. Генри, о чем сразу и не догадаешься, потому как, дело происходит в Минске конца 1990-х.
Мистика или просто случайность — пусть каждый решает сам, но факт остается фактом.
А бронзовый Лоховский стоит в Михайловском сквере и просит у прохожих закурить. Сложилось поверье, если с утра вложить в пальцы «Прикуривающего» сигарету — то удача на весь день гарантирована. Интересно, как часто вкладывают сигарету в его пальцы? Судя по их блеску, это происходит много раз на дню. В почти двухмиллионном Минске желающих запрограммировать день на удачу именно таким способом предостаточно.
В отличие от случая с Голынским, остальные герои скульптора — собирательные образы, а не точные копии конкретного человека. Вот, что говорят о них городские легенды.
«Незнакомка»
Существует легенда-поверье, относящееся к бронзовой Незнакомке, грациозно сидящей не скамейке в Михайловском сквере. Говорят, что если одинокий молодой человек посидит рядом с ней на скамеечке, минуту подержит её за изящную ручку и нежно погладит по коленке, то непременно в скором времени найдёт себе красивую девушку, и всё у них в дальнейшем сложится ладно.
Кстати, точно такая же «Незнакомка», как у нас, красуется на лавочке и в Дюссельдорфе (Германия). Известно, что она отлита на том же заводе, что и «наша», и несколько лет рекламировала журнал «Мир металла». Но жизнь у неё иная — заграничная… Интересно было бы узнать, родились ли легенды о ней на немецкой земле — земле, давшей миру таких классиков литературы, как Гёте и Шиллер?
«Девочка с зонтиком»
Михайловский сквер богат на скульптуры. Еще одна — «Девочка с зонтиком», прозванная журналистами минской «Ассолью». Прообразом этой милой босоногой девочки послужила десятилетняя дочь скульптора В. Жбанова — Маша. Скульптура стала откликом её автора на трагедию, произошедшую на станции метро «Немига», когда погибли 53 человека, большинство из которых девушки 15−17 лет. Так появилась девочка под зонтиком-бабочкой, хрупкая и беззащитная.
Родилась и легенда: если перед путешествием потереть ручку зонта — успех будет обеспечен.
Девочка понравилась минчанам. Хотя находились вандалы — скульптура несколько раз подвергалась осквернению — у нее отламывали зонтик… Но фигурку быстро восстанавливали. Недавно ей изготовили «двойняшку» и отправили в Сочи для установки на территории санатория «Беларусь».
Не только скульптуры В. Жбанова имеют «свои легенды». Скульптурам и памятникам других авторов так же присуща сия особенность.
Памятник А.С. Пушкину
Народное творчество не обошло вниманием и памятник А.С. Пушкину, что установлен на набережной Свислочи возле гостиницы «Беларусь». Студенты верят в то, что если поболтать с Александром Сергеевичем перед экзаменом по филологическому предмету, то хорошие оценки обеспечены.
На что только не идут студенты, чтобы получить хорошие отметки! И «шпоры» пишут, и зачеткой машут в открытой форточке, ловя удачу, и с самим Александром Сергеевичем беседуют…
«Торговка и воробьи»
Еще один образ, заряженный на удачу — «Торговка и воробьи» («бабка с семечками»), расположенная у центрального входа в Комаровский рынок.
Почти сразу послу её установки появилась примета: если прикоснуться к стаканчику с семечками — день не пропадет даром, доход будет обеспечен. Скульптуру бронзовой бабки, таким образом, можно считать талисманом малого бизнеса и предпринимательства в Минске. По отполированным до блеска частям скульптуры можно судить о её большой популярности среди горожан и гостей города.
«Пирамидка — перевёртыш»
В прошлом году на подходе к зданию Белгосцирка появился скульптурный ансамбль, состоящий из черепахи, кота и слона. Изначально он планировался немного другим. «Это пирамида-перевертыш, в которой все наоборот, — объяснил автор — скульптор Сергей Бондаренко. — Первоначально вместо черепахи собирался лепить мышь. Идея была такова: слон боится этого существа, поэтому становится от страха маленьким, а мышь, чувствуя власть над ним, — большой. Между ними для защиты кот. Но работники цирка рассказали, что у них с мышью связаны нехорошие поверья, поэтому ее присутствие в скульптуре крайне нежелательно. Так появилась черепаха». Надо заметить, что артисты цирка — одни из самых суеверных людей; где присутствует риск — там всегда есть и суеверия.
Изюминкой этой композиции стал настоящий колокольчик на шее у кота. Уже родилась легенда, связанная с ним — задумав желание, надо нашептать его киске на ухо и позвонить в колокольчик, чтобы оно исполнилось. Вы ещё не пробовали?
«Дерево мечтаний«
Легенды постоянно рождаются в наше время — чаще это продукт «народного творчества», но иногда и проявление инициативы конкретного лица или организации. Так появление в Минске волшебного «Дерева мечтаний» обязано активистам из БРСМ.
У каждого из нас есть мечта, сокровенное желание. Как принято, озвучивать сокровенное надо осторожно, в нужном месте, в нужное время и… в нужное ухо. Теперь такое «волшебное ухо» есть у минчан и гостей столицы. Находится оно на «Дереве мечтаний», которое, в свою очередь, «растет» в скверике недалеко от гостиницы «Беларусь».
Композиция состоит из декорированного натурального ответвления столетнего дуба, в засохший ствол которого вмонтировано импровизированное ухо, вылепленное для прочности из цемента. На Дереве помимо настоящего птичьего гнезда закреплены пять колокольчиков.
От мощеного тротуара к «Дереву мечтаний» ведет тропинка, выполненная из небольших деревянных пеньков.
Согласно «легенде», любой желающий может приблизиться к волшебному дереву и прошептать в его ухо свое сокровенное желание, мечту. Главное — понять себя и найти слова, выражающие суть желания. О том, что ухом было услышана чья-то мечта, оповещает звон колокольчиков. Причем, должны прозвучать все пять колокольчиков, расположенных на Дереве. Услышав звон, не сомневайтесь — ваши желания непременно исполнятся. Таким образом, в городе «появилась еще одна достопримечательность, место для фотосъемки молодоженов, туристов, гостей столицы. Легенда, заложенная в этой инсталляции, позволит сделать место привлекательным для семейного досуга, экскурсий».
«Плачущий ангел»
Скульптура часто начинает жить своей собственной жизнью, независимо от того, что вкладывал в неё автор. Примером может служить «Плачущий ангел», установленный на «Острове мужества и скорби» в Троицком предместье. Он задумывался как символ скорби и печали. А теперь… Теперь к нему спешат молодожёны. О трагедии никто не думает, аура скорби исчезла. Вместо нее родился странный ритуал, заставляющий молодоженов тереть причинное место ангела и оставлять у его ног деньги…
А ангел стоит, закрывая лицо руками, словно прячась от стыда за бездумные действия людей. Воистину не ведают, что творят…
Памятник «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами» посвящен беларуским воинам, погибшим в Афганистане в 1979—1989 гг. Мемориальный комплекс расположен на «Острове мужества и скорби» в самом центре Минска, рядом с Троицким предместьем. «Плачущий ангел» является частью мемориала, и представляет собой маленького ангела-хранителя, который безутешно оплакивает погибших воинов, потому что не смог выполнить свою святую миссию — уберечь их от смерти. Плачущий ангел — не парковая скульптура, установленная для развлечения, а памятник погибшим, расположенный в святом месте, месте Скорби и Печали…
Однако, чьё-то больное воображение придумало и воплотило в жизнь ритуал, без которого теперь не обходится почти ни одна свадьба. Большинство молодожёнов выполняют выдуманный обряд, не задумываясь о назначении скульптуры Ангела, её символизме. И это выглядит кощунственным!
«Покупатели»
Еще одна скульптурная композиция, которая «зажила собственной жизнью», отличающейся от замысла автора — «Покупатели». Как только она заняла свое место у витрин столичного универмага «ЦУМ», так сразу вызвала неоднозначную реакцию.
По идее автора, дети прижались лицом к витрине и разглядывают детские игрушки, а родители неподалеку «шарят» по карманам в поисках денег для покупок. Роль витрины играет стеклянная будочка, больше напоминающая киоск или афишную тумбу. Получилось, что дети или кривляются или дразнятся, а родители, вроде, как что-то потеряли… Композиции тут же придумали нелестные названия: «Памятник шопоголикам» и «Дети возле туалета»…
Казалось бы, чем дольше «живет» скульптура в городе, тем большим числом легенд она «обрастает». Но это не совсем так. Самая старая городская скульптура, установленная в Александровском сквере (рядом с Купаловским театром), до сих пор не имеет легенды. Мы знаем, что композицию «Мальчик с лебедем» установили в 1874 г. в честь пуска минского водопровода. За почти 140-летнее существование её не один раз повреждали, но потом вновь восстанавливали. Знаем, что копий этой скульптуры, установленных по всему миру, наберется штук… 100, а то и 200. Но наша ведь лучше — роднее!
Только в последнее время у нее появилось прозвище, и, наверное, легенда с ним связанная (но мне она не известна). Злые языки прозвали скульптуру — «Паниковский с гусем», проведя аналогию между лебедем и гусем с одной стороны, мальчиком и Паниковским с другой (один из героев «Золотого теленка» Ильфа и Петрова). По-моему, это очень натянутое сравнение. Хотя, конечно, говоря словами О. Бендера уже из другого бессмертного произведения упомянутых авторов — «Двенадцать стульев» — «кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень»…
***
Создание легенд, связанных со скульптурой — явление, присущее нашему времени. От этого не уйти. С одной стороны, это явное проявление суеверия, язычества, перенос древнего поклонения идолам в современную эпоху. С другой стороны, — разнообразие городской жизни, преодоление обыденности, раскрепощение сознания, создание настроения и ареола романтичности. Разнообразные «легенды», байки, истории, связанные с тем или иным объектом, делают нашу жизнь веселее, способствуют привлечению туристов, наконец.
Главное, не перейти грань, когда человек из предмета создает фетиш и становится заложником суеверий.
Городская и парковая скульптура отражает дух той эпохи, в которую она создавалась. Если посмотреть на Минск периода социализма 1930-х гг., в глаза бросается большое количество статуй физкультурников и пионеров. Их устанавливали в садах, парках, на аллеях. Фигуры выглядели эффектно, но были недолговечны, так как в целях удешевления их лепили из гипса. Заметьте, в тот период никому и в голову не приходило слагать о них легенды. Разве что, анекдоты про девушку с веслом. Фигуры были типовые, безликие, этакие клоны.
В послевоенное время модно было устанавливать, рыбок, фонтанчики, вазы, лягушек, мишек с бочонком, оленей, женщин с ребенком или веслом, салютующих пионеров, играющих и читающих детей… Наверху был утвержден целый список «востребованных» скульптур. Однако часто случались курьезы, когда вместо запланированной лягушки появлялась девушка с веслом, или вместо пионера — рыбка… Скульпторы огорчались, но подходили философски, подумаешь, одним пионером меньше, одной лягушкой больше…
В наше время городская скульптура перестала выражать какие-то большие, глобальные идеи, перестала нести идеологическую нагрузку. Тому примеров предостаточно. Например, в Европе есть памятник акуле, которая «врезалась» в черепичную крышу дома; есть канализационная решка, за которую снизу держаться чьи-то руки… Можно вспомнить и знаменитого «Писающего мальчика» в Брюсселе, ставшего символом города.
Видели, как романтично блестят коленки у «Незнакомки» в Михайловском сквере? Пользуется успехом! А почему? Потому что на виду, да и существование её украшает легенда, и она притягивает к себе горожан и приезжих.
А что же «Гусар»? Спрятан во дворе и, к тому же, обделен «историей». А может, мы просто ещё не знаем о его возможностях? Может, стоит смелой молодой девушке попробовать закрутить бронзовому гусару усы, и, кто знает, в скором времени встретит она…, нет, не поручика, а молодого красивого лейтенанта? И ей — счастье, и городу хорошо — еще одна легенда родится.
***
Возможно, парковая скульптура и «бесполезный пустяк», но она оживляет нашу обыденную жизнь, «вырывает» человека хоть и на время из погруженности в себя, в свои проблемы. Заставляет обратить внимание на окружающую его среду и заметить, что она не такая уж унылая и однообразная.
Не страшно, если город будет украшать лирическая, ироническая, абстрактная или даже абсурдная скульптура. От такого многообразия город только выиграет. Чем более разнообразна тематика городской пластики, тем интереснее он людям.
«Торговаться уместно всегда». Ищем идеальный загородный дом для семьи
19192«Моя семья жила здесь веками». Белоруска восстанавливает родовое гнездо в глухой деревне у реки
4704Посмотрели, где и почем в Минске продаются товары из IKEA
6706Дольщикам первых домов волноваться не о чем? Посмотрели, как сейчас строится Северный берег
15503Этот ЖК удивил минчан малогабаритными квартирами. Рассказываем про интересные дома на Михалово
20749Евродвушки уже разобрали. Как строится ЖК «Гулливер» и какие квартиры еще есть в продаже
13035А вы знали про этот закрытый ЖК в районе Серебрянки? Тут есть квартиры с метром по 3 тысячи долларов
26228«Это зеленый рай почти в центре Минска». Как живется в хрущевках на бульваре Шевченко
17138На берегу озера в Беларуси продается «место силы» для йоги и гвоздестояния. Стоимость может удивить
11037Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса
92290"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х
80457До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить
84124"На нашей детской площадке собиралась вся Малиновка". Как живется в тех самых "английских" домах от МАПИДа в Минске
35883«Вопрос решается на самом высоком уровне». Продлен инвестдоговор по комплексу «Шантер Хилл» возле Дроздов
6691Белорус построил классный гостевой домик с баней и беседкой. Посмотрели, как он устроен
30750- Бизнес центры 123 объявления
- Торговые центры 40 объявлений
- Продажа гаражи, машиноместа 620 объявлений
- Продажа офисы, нежилые помещения 1950 объявлений
- Продажа магазины, торговые помещения 1685 объявлений
- Продажа рестораны, бары, кафе 152 объявления
- Продажа склады, производства 962 объявления
- Продажа бизнес, сфера услуг 770 объявлений
- Аренда офиса, помещений 2188 объявлений
- Аренда магазины, торговые помещения 1778 объявлений
- Аренда рестораны, бары, кафе 121 объявление
- Аренда склады, производства 642 объявления
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес 380 объявлений
- Аренда гаража, машиномест 48 объявлений