Дизайнер Тимур Велитовский: «Для интерьера ресторана функциональность важнее, чем красота»

  4962

Создание кафе, ресторана или бара — занятие творческое, но трудоемкое. Тимур Велитовский, известный дизайнер интерьера, на своем семинаре «Особенности проектирования кафе и ресторанов» рассказал, как продумывается концепция заведения, какую роль в ней играет интерьер и какими знаниями должен владеть дизайнер.

В портфолио Тимура Велитовского не одно успешное заведение Минска: Falcone, Auroom, казино «Белая Вежа» и бар Shtirlitz. Дизайнер работал не только над эстетикой, но и привнес свой нестандартный взгляд в их концепцию. Послушать Тимура и задать ему вопросы пришли как молодые дизайнеры, так и мэтры. Гостей было много, присутствовала обстановка камерной светскости.

Тимур начал свое выступление с рассказа о 90-х годах, когда он только попал в ресторанную и барную сферу. Тогда заведения и «тусовка» только формировались, заказчики только изучали «кухню» бизнеса и всецело доверяли дизайнеру. Теперь же все обстоит иначе.

— Очень важно правильно построить разговор с заказчиком и четко выяснить, чего хочет владелец заведения. Хорошо, если вы общаетесь с профессионалом, который знает, что он делает и для чего. В первую очередь это бизнес, в который вкладываются средства с целью получения финансового успеха. Поэтому важно выяснить у заказчика его целевую аудиторию. Есть такая фабула: заведение работает для 20% своих гостей, которые являются постоянными. Именно под них и нужно подстраивать общую атмосферу, меню, подбор напитков. Остальные 80% придут за первыми 20%.

Далее нужно понять суть и вид заведения: это будет ресторан, бар, место для танцев и веселья или для банкетного ужина. Исходя из этого строится концепция заведения, начинается проектирование помещения, зонирование, расстановка столов, барной стойки, сервисной зоны. Подчеркну, что сервис не должен мешать людям, а люди — сервису. В этом и состоит задача дизайнера.

Первая идея, которая рождается у дизайнера после разговора с заказчиком — самая подходящая. Важно убедить заказчика в ее правильности. Все мы можем ошибаться, но имея опыт работы с заведениями, точно зная, что работает, а что нет, можно на чем-то настаивать особенно, если заказчик «плавает».

Чтобы семинар был разносторонним, Тимур пригласил поделиться своим опытом и знаниями самого заказчика, в роли которого выступил ресторатор Алексей Садовой, владелец баров «Герои», ID bar, кафе «Бессонница», «Пушка», первого вегетарианского кафе «Счастье здесь».

— Начну со сложности определения целевой аудитории. Мы привыкли к некому ранжированию целевой аудитории по достатку. Но есть заведения, по которым невозможно определить образ постоянного гостя. Например, в нашем вегетарианском кафе «Счастье здесь» вы можете увидеть как студентов, так и известных людей. Цены в кафе доступные, а обслуживание качественное. Каждому из наших гостей, вне зависимости от его социального статуса или достатка, будет у нас комфортно. Целевая аудитория «Счастье здесь» — вегетарианцы, идейные люди, которые думают о своем здоровье, а также те, кто в «тренде». Сейчас модно вести здоровый образ жизни, и мы это также учитывали. Этот пример показывает, что определять целевую аудиторию нужно не по «среднему чеку», как многие привыкли это делать.

Алексей рассказал, что есть опытные рестораторы, а есть начинающие. Дизайнер должен это учитывать. Есть моменты, которые должен объяснить заказчику дизайнер. Например, почему нельзя пересекаться «путям» грязной и чистой посуды, или зачем стоит отказаться от идеи сделать зал 200 кв. м, а кухню только 10 кв.м.

— Есть понятие «послевкусие». Если проект удался и заведение стало успешным, возникает желание снова обратиться к этому же дизайнеру, который не просто хотел сделать красиво, но еще и эффективно.

Для меня красота интерьера заключается в функциональности. Хочется меньше видеть «побрякушек», а больше натурального материала и удобство. Осознание этого пришло ко мне через 7 лет после моего первого проекта. Важно, чтобы заведение работало, как часовой механизм, никто не мешал друг другу. Если дизайнер тоже в этом заинтересован, то у него будут заказчики. Не должно быть дизайна ради дизайна. Не нужно заигрываться. Я бы посоветовал дизайнерам изначально объяснить заказчику, что вы «на одной волне». Тогда он сможет сосредоточиться именно на бизнес-процессах.

Самая распространенная проблема владельцев заведения — недооценка проектов и сроков. По словам Алексея, смету нужно умножить на два, а сроки — на полтора. Это и будут реальные цифры. Также он отметил, что многие молодые владельцы заведений не учитывают, что на первые три месяца у заведения должны быть резервные средства. Так как это часто не берется во внимание, многие заведения на этом «прогорают».

Затем разговор зашел о выборе места. Эксперт отметил, что вначале лучше найти место, а уже после этого продумывать концепцию.

К разговору подключился Тимур Велитовский, который акцентировал внимание еще на важности кругозора. Для этого нужно выезжать за пределы страны, посещать разные заведения, оценивать их и брать на заметку какие-то идеи.

— Перейдем к следующей части нашей встречи — это авторский надзор. Вы должны понимать, что как только вы договорились с заказчиком и пожали друг другу руки, с этого момента и начинается авторский надзор проекта. Ты уже смотришь, как и где установить систему кондиционирования, приточно-вытяжную конструкцию и т. д.

Совет молодым дизайнерам: вы должны в этом разбираться. Изучите работу электриков, сантехников, где можно устанавливать светильники, а где нет, насколько придется опустить потолок, где должны быть вентрешетки — вам нужно это знать.

Нарисовать можно все, что угодно, но при реализации проекта станет понятно, что не все нарисованное можно воплотить в жизнь. Помните о пожарной безопасности, сигнализации — все это тоже нужно держать в голове. Для общественного интерьера гораздо важнее, чтобы все было на своих местах, а не красота.

Фото: Павел Садовский

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

«Даже из-за тряпки могут остаться царапины на новой мебели». Профессиональные клинеры раскрыли секреты уборки после ремонта

4113

$20 за квадрат. Как выглядит последний офис в Helen&Valery Plaza?

4898

Это наша новая стабильность. Что происходит с продажей квартир в Минске и что нас ждет летом

22682

Застройщики переоценили спрос на студии. Что будет с ценами на новостройки этим летом

12286

Недалеко от Дроздов и «Левады» началась стройка панельных коттеджей. Что известно?

14572

Хуторской ренессанс. Как минчанка построила барнхаус у Налибокской пущи

10578

«‎Если поселишься тут — не захочешь переезжать». Как живется в хрущевках на Золотой Горке

24789

Идеально для СПА-комплекса, базы отдыха или загородного клуба. В озерном краю продают участок для бизнеса по очень низкой стартовой цене

6046

Минчанин купил старую панскую школу в глуши и превратил ее в современный дом. Побывали там

4624

Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?

1629

Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?

7328

«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке

67677

Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?

1696

Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?

2121

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706

Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса

92290