Дизайнер Тимур Велитовский: «Для интерьера ресторана функциональность важнее, чем красота»

  4962

Создание кафе, ресторана или бара — занятие творческое, но трудоемкое. Тимур Велитовский, известный дизайнер интерьера, на своем семинаре «Особенности проектирования кафе и ресторанов» рассказал, как продумывается концепция заведения, какую роль в ней играет интерьер и какими знаниями должен владеть дизайнер.

В портфолио Тимура Велитовского не одно успешное заведение Минска: Falcone, Auroom, казино «Белая Вежа» и бар Shtirlitz. Дизайнер работал не только над эстетикой, но и привнес свой нестандартный взгляд в их концепцию. Послушать Тимура и задать ему вопросы пришли как молодые дизайнеры, так и мэтры. Гостей было много, присутствовала обстановка камерной светскости.

Тимур начал свое выступление с рассказа о 90-х годах, когда он только попал в ресторанную и барную сферу. Тогда заведения и «тусовка» только формировались, заказчики только изучали «кухню» бизнеса и всецело доверяли дизайнеру. Теперь же все обстоит иначе.

— Очень важно правильно построить разговор с заказчиком и четко выяснить, чего хочет владелец заведения. Хорошо, если вы общаетесь с профессионалом, который знает, что он делает и для чего. В первую очередь это бизнес, в который вкладываются средства с целью получения финансового успеха. Поэтому важно выяснить у заказчика его целевую аудиторию. Есть такая фабула: заведение работает для 20% своих гостей, которые являются постоянными. Именно под них и нужно подстраивать общую атмосферу, меню, подбор напитков. Остальные 80% придут за первыми 20%.

Далее нужно понять суть и вид заведения: это будет ресторан, бар, место для танцев и веселья или для банкетного ужина. Исходя из этого строится концепция заведения, начинается проектирование помещения, зонирование, расстановка столов, барной стойки, сервисной зоны. Подчеркну, что сервис не должен мешать людям, а люди — сервису. В этом и состоит задача дизайнера.

Первая идея, которая рождается у дизайнера после разговора с заказчиком — самая подходящая. Важно убедить заказчика в ее правильности. Все мы можем ошибаться, но имея опыт работы с заведениями, точно зная, что работает, а что нет, можно на чем-то настаивать особенно, если заказчик «плавает».

Чтобы семинар был разносторонним, Тимур пригласил поделиться своим опытом и знаниями самого заказчика, в роли которого выступил ресторатор Алексей Садовой, владелец баров «Герои», ID bar, кафе «Бессонница», «Пушка», первого вегетарианского кафе «Счастье здесь».

— Начну со сложности определения целевой аудитории. Мы привыкли к некому ранжированию целевой аудитории по достатку. Но есть заведения, по которым невозможно определить образ постоянного гостя. Например, в нашем вегетарианском кафе «Счастье здесь» вы можете увидеть как студентов, так и известных людей. Цены в кафе доступные, а обслуживание качественное. Каждому из наших гостей, вне зависимости от его социального статуса или достатка, будет у нас комфортно. Целевая аудитория «Счастье здесь» — вегетарианцы, идейные люди, которые думают о своем здоровье, а также те, кто в «тренде». Сейчас модно вести здоровый образ жизни, и мы это также учитывали. Этот пример показывает, что определять целевую аудиторию нужно не по «среднему чеку», как многие привыкли это делать.

Алексей рассказал, что есть опытные рестораторы, а есть начинающие. Дизайнер должен это учитывать. Есть моменты, которые должен объяснить заказчику дизайнер. Например, почему нельзя пересекаться «путям» грязной и чистой посуды, или зачем стоит отказаться от идеи сделать зал 200 кв. м, а кухню только 10 кв.м.

— Есть понятие «послевкусие». Если проект удался и заведение стало успешным, возникает желание снова обратиться к этому же дизайнеру, который не просто хотел сделать красиво, но еще и эффективно.

Для меня красота интерьера заключается в функциональности. Хочется меньше видеть «побрякушек», а больше натурального материала и удобство. Осознание этого пришло ко мне через 7 лет после моего первого проекта. Важно, чтобы заведение работало, как часовой механизм, никто не мешал друг другу. Если дизайнер тоже в этом заинтересован, то у него будут заказчики. Не должно быть дизайна ради дизайна. Не нужно заигрываться. Я бы посоветовал дизайнерам изначально объяснить заказчику, что вы «на одной волне». Тогда он сможет сосредоточиться именно на бизнес-процессах.

Самая распространенная проблема владельцев заведения — недооценка проектов и сроков. По словам Алексея, смету нужно умножить на два, а сроки — на полтора. Это и будут реальные цифры. Также он отметил, что многие молодые владельцы заведений не учитывают, что на первые три месяца у заведения должны быть резервные средства. Так как это часто не берется во внимание, многие заведения на этом «прогорают».

Затем разговор зашел о выборе места. Эксперт отметил, что вначале лучше найти место, а уже после этого продумывать концепцию.

К разговору подключился Тимур Велитовский, который акцентировал внимание еще на важности кругозора. Для этого нужно выезжать за пределы страны, посещать разные заведения, оценивать их и брать на заметку какие-то идеи.

— Перейдем к следующей части нашей встречи — это авторский надзор. Вы должны понимать, что как только вы договорились с заказчиком и пожали друг другу руки, с этого момента и начинается авторский надзор проекта. Ты уже смотришь, как и где установить систему кондиционирования, приточно-вытяжную конструкцию и т. д.

Совет молодым дизайнерам: вы должны в этом разбираться. Изучите работу электриков, сантехников, где можно устанавливать светильники, а где нет, насколько придется опустить потолок, где должны быть вентрешетки — вам нужно это знать.

Нарисовать можно все, что угодно, но при реализации проекта станет понятно, что не все нарисованное можно воплотить в жизнь. Помните о пожарной безопасности, сигнализации — все это тоже нужно держать в голове. Для общественного интерьера гораздо важнее, чтобы все было на своих местах, а не красота.

Фото: Павел Садовский

Читать:
Эксклюзив Realt.by:

«Торговаться уместно всегда». Ищем идеальный загородный дом для семьи

18733

«Моя семья жила здесь веками». Белоруска восстанавливает родовое гнездо в глухой деревне у реки

4275

Посмотрели, где и почем в Минске продаются товары из IKEA

4925

Дольщикам первых домов волноваться не о чем? Посмотрели, как сейчас строится Северный берег

15352

Этот ЖК удивил минчан малогабаритными квартирами. Рассказываем про интересные дома на Михалово

20595

Евродвушки уже разобрали. Как строится ЖК «Гулливер» и какие квартиры еще есть в продаже

12954

А вы знали про этот закрытый ЖК в районе Серебрянки? Тут есть квартиры с метром по 3 тысячи долларов

26129

«Это зеленый рай почти в центре Минска». Как живется в хрущевках на бульваре Шевченко

17038

На берегу озера в Беларуси продается «место силы» для йоги и гвоздестояния. Стоимость может удивить

10998

Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось

64027

Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?

63440

За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе

29973

Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает

52401

Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить

31706

Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса

92290

"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х

80457

До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить

84124

"На нашей детской площадке собиралась вся Малиновка". Как живется в тех самых "английских" домах от МАПИДа в Минске

35883

«Вопрос решается на самом высоком уровне». Продлен инвестдоговор по комплексу «Шантер Хилл» возле Дроздов

6691

Белорус построил классный гостевой домик с баней и беседкой. Посмотрели, как он устроен

30750