«Торговля перейдет в онлайн. Быстрее, чем вы думаете». Эксперт рассказала о будущем минских ТРЦ
6429 8Что ждет минские ТРЦ и каких объектов все еще не хватает в столице? О будущем коммерческой недвижимости Беларуси рассказала генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций Promotion Realty Виталия Львова.
Торговля перейдет в онлайн. Быстрее, чем вы думаете
Виталия Львова убеждена: сфера торговли — наиболее уязвимый сегмент рынка коммерческой недвижимости. Если хочется стабильности — вкладывайтесь в склады, этот рынок меньше всего подвержен изменениям; на второй позиции — офисные центры (если речь идет об объектах в центре города, с хорошей высотой потолков, инсоляцией и инженерией). А вот хуже всего обстоят дела в сфере торговой недвижимости, в этом сегменте стабильность — весьма условное понятие:
— Говорить о стабильности, когда речь идет о торговых центрах, увы, не приходится. Вы можете построить отличный объект, востребованный со стороны арендаторов и покупателей, но нет гарантий, что через три или пять лет на рынок не придут конкуренты, концепция ритейла не изменится, доход населения не упадет и ваш объект не окажется на обочине спроса. Торговые центры имеют достаточно короткий жизненный цикл и жестко зависимы от конкуренции, арендаторов, покупательского спроса и макроэкономики. Однако самое неприятное даже не это. Сегодня привычный рынок торговли вытесняет онлайн. Е-commerce развивается очень быстро, и не успеем мы оглянуться, как покупки через модные маркетплейсы станут не экзотикой, а обыденностью нашей жизни. Кому в этом случае будут сдаваться площади в наших ТЦ?
Уже сейчас очевидно, что недвижимость с исключительно торговой функцией находится в серьезной зоне риска. Поколение X уже приучили покупать часть товаров через интернет, молодежь даже учить не надо, а поколение Z — и вовсе иначе делать не будет. Очевидно, что торговля уходит от физического контакта с товарами. Чтобы купить, больше не нужен магазин. И это в корне меняет все, что мы знаем о розничной торговле и, как следствие, о ее храмах — торговых центрах.
По мнению эксперта, переворот в покупательском сознании белорусов случится быстрее, чем у россиян, так как мы в меньшей степени привыкли проводить время в торговых центрах.
— В Минске до сих пор нет объектов даже уровня российской MEGA, не говоря уже об «АВИАПАРКЕ», — огромных торговых центров с богатым ассортиментом магазинов и развлечений. И если россияне десятком лет приучены делать покупки «с полок», водить детей в торговые центры по выходным, то у белорусов эти привычки только формируются. Отсюда очевидная цепочка: насыщенность торговыми центрами в Минске меньше, покупательская культура не сформирована, а новые технологии и «цифровое» поколение уже есть. Все это приведет к тому, что онлайн-торговля в Минске будет развиваться быстрее, чем, скажем, в Москве, несмотря даже на то, что этот переход в России начался раньше.
Вместе с тем количество торговых объектов Минска все еще в зоне преднасыщения. На мой взгляд, двухмиллионный город, тем более столица, должен иметь как минимум два объекта по 200 тыс. квадратных метров с интегрированными полноценными зонами развлечений и досуга для всей семьи. Такие проекты точно появятся и определенно будут успешными. А вот для среднего жанра, в площадях это 30−70 тыс. кв. м, наступят сложные времена.
Из тех ТРЦ, что уже открыты в Минске, Виталия Львова выделяет ТРЦ Dana Mall и «МОМО»:
— По совокупности различных составляющих: расположение, квадратура, бренды, сегмент развлечений — Dana Mall достаточно успешный и самый скомпонованный для Минска проект. По-своему мне нравится ТЦ «МОМО». Он стал первым профессиональным объектом в Беларуси, был удачно спроектирован, грамотно построен, в здании приятный интерьер и атмосфера, а потому собственников хочется похвалить. К Galleria Minsk я отношусь чуть спокойней. Как по мне, он узковат и темноват, высоковат, но с учетом особенности расположения проект все равно заслуживает внимания. Повторюсь, внутрирыночная конкуренция в Беларуси пока низкая. В основном строятся небольшие объекты, девелоперы строят по чуть-чуть, а потому ТЦ пока востребованы и арендаторами, и покупателями.
Торгово-развлекательные центры вытеснят community-центры
По мнению эксперта, с развитием онлайн-ритейла первыми «уйдут» с рынка объекты с исключительно торговой направленностью. Потребители, имея возможность приобретать товар в интернете с бесплатной доставкой и по выгодным ценам, просто перестанут ходить в магазины за покупками. Востребованными станут центры с социальной зоной притяжения, где можно будет пообщаться или развлечься. Однако не все объекты смогут перестроиться под новый формат:
— Именно сегмент развлечений сможет заставить людей выйти в офлайн, когда все покупки можно будет делать из дома. У любого человека есть потребности, и они, слава Богу, не ограничиваются покупкой еды или стирального порошка. Мы хотим заниматься спортом, учиться новому, общаться, танцевать. Это тренд, который набирает обороты и в России, и в Беларуси. Если говорить о трансформации, то привычные торговые центры плавно переходят в community-формат с располагающей атмосферой, большим числом кафе, ресторанов, услуг и общественных зон.
Правда, не все объекты смогут перестроиться под новые реалии. Недвижимость сделана из стекла и бетона и далеко не так гибка, как хотелось бы. Учитывать это нужно еще на этапе проектирования, потому что потом думать о модернизации уже поздно. Если ты построил объект с низкими потолками и узкими коридорами, то открыть кинотеатр в нем не сможешь, как бы сильно не захотел.
Вместе с тем, сегодня классическая торговля готова платить больше, чем сегмент развлечений, поэтому стоит выдерживать баланс и не бежать впереди рынка. Выиграет тот собственник, который сможет корректировать свой объект в соответствии с потребностями покупателей и арендаторов.
Как не вылететь в трубу
Впрочем, экспериментировать в сфере развлечений нужно осторожно, необходимо щупать рынок, знать интересы людей, предугадывать желания. Это тонкая грань, которую пока чувствуют не все собственники ТРЦ:
— Не всегда нужно гнаться за эксклюзивом, чтобы торговый центр был востребован. У любого уникального формата вау-эффект ограничен по времени. И собственнику нужно быть готовым к тому, что этот срок будет короче, чем он планирует. Интерес к развлечению может пойти на спад естественным образом, либо подобные форматы откроют моллы в других локациях, спрос перераспределится и уникальность будет потеряна.
Если говорить о новом минском ТРЦ Palazzo с первой в стране аэротрубой, на мой взгляд, с презентацией аттракциона собственник поторопился. Все-таки главная цель торгового центра продавать, а не развлекать. И открывать аэротрубу для посетителей стоило при заполненном торговом центре и работающих магазинах. Тогда и вау-эффект был бы более полезным с точки зрения экономики.
Кроме того, сам аттракцион имеет два минуса: высокая стоимость билета, которая исключает частое посещение аттракциона, и очень низкая пропускная способность — летать может только один человек, и количество сеансов за сутки ограничено. При открытых витринах люди, ожидающие своей очереди, могли бы провести время в магазинах. Но в итоге они удовлетворили свой интерес в новом развлечении, но пока не нашли других точек притяжения в молле, которыми могли бы стать магазины и бренды.
В век Е-commerce строить ТРЦ рискованно, но почему их становится больше?
— В инвестиционном цикле торгового центра есть две фазы. Первая — вернуть вложенные средства, вторая — заработать. Каждый собственник задает себе вопросы: как быстро можно вернуть инвестиции и в какой период получить прибыль. И, к сожалению, практика российского девелопмента показывает, что возможность быстрого заработка застилает глаза собственникам, заставляя людей идти на риск: быстро отбил вложенные средства и получил актив в виде объекта недвижимости, который можно продать или заложить в банк — звучит отлично. Но это своеобразная ловушка. Сегодня много сетей хотят и готовы открывать офлайн-магазины. Они готовы платить за аренду хорошие деньги — это достаточно привлекательно в краткосрочный период.
Однако ТЦ требует постоянной трансформации, иначе он станет невостребованным.
Но что мы видим по Москве, Санкт-Петербургу и регионам в России? Как только собственник погашает все кредиты и торговый центр выходит на самоокупаемость, наступает обманчивый период, что все хорошо и так будет всегда. В торговой недвижимости нужно помнить одно: если такой период наступил, нужно готовиться к новым инвестициям в развитие проекта. К сожалению, и на российском, и на белорусском рынках большинство собственников не готовы планировать на перспективу.
Такие объекты постепенно угасают, превращаются в «мертвую» квадратуру в городской среде, к ним теряют интерес покупатели и, как следствие, арендаторы. В результате в наших городах простаивают неказистые коробки, которые не нужны ни людям, ни городу.
Тем собственникам, кто сегодня находится в стадии планирования и строительства торговых объектов, нужно проанализировать опыт своих российских предшественников и быть готовыми не только вернуть свои инвестиции, но иметь потенциал развивать свой торговый центр дальше.
Читайте также:
Актуально в разгар коронавируса? С аукциона продали бывшее бомбоубежище всего за $ 400

Как Минск восстанавливали из руин после войны. Показываем редкие фото
9663
В историческом центре Новогрудка продают уникальное здание. Кстати, а причем тут Дональд Трамп?
11334
Как продать жилье в областном городе и переехать в Минск?
1375
Дача-хутор под Минском, где можно жить постоянно. Баня, купель и вид на лес прилагаются
25955
«Даже из-за тряпки могут остаться царапины на новой мебели». Профессиональные клинеры раскрыли секреты уборки после ремонта
2452
«Прикипел к этому месту душой». Как живется в зеленом районе на месте болота в Минске
4119
Как страховка сэкономит вам 70 тысяч долларов?
1183
Видео этих агентов по недвижимости набирают по 50 тысяч просмотров. Что они делают?
6107
«Переезжать сюда насовсем желания нет». Узнали, как живется в брежневках в Чижовке
66691
Кредит, использование семейного капитала, уплата налогов. В каких случаях нужно вызывать профессионального оценщика недвижимости?
1311
Что такое альтернативные сделки или как переехать в квартиру побольше, не доплатив ни копейки?
1365
Минчане построили дом из двойного утепленного бруса с "подземной" баней. Съездили посмотреть, что у них получилось
64027
Нашли самую маленькую однушку в Минске с ремонтом и мебелью. И что по цене?
63440
За два участка боролись по 74 и 72 человека - и это новый рекорд! Рассказываем об итогах земельного аукциона в Минском районе
29973
Многие здесь работают в «Газпроме». Побывали в тихом поселке под Минском, о котором мало кто знает
52401
Не хватает на жилье в Минске? Собрали недорогие квартиры в городах-спутниках, где сразу можно жить
31706
Есть и за 7 тысяч. Нашли крепкие хаты до 20 тысяч долларов возле озер и леса
92290
"Когда переехали - мама заплакала". Как жили раньше и как живут сейчас в Шабанах - криминальном районе Минска 90-х
80457
До 50 тысяч долларов. Как выглядят и сколько стоят недорогие двушки в Минске, где сразу можно жить
84124
"На нашей детской площадке собиралась вся Малиновка". Как живется в тех самых "английских" домах от МАПИДа в Минске
35883- Бизнес центры 123 объявления
- Торговые центры 40 объявлений
- Продажа гаражи, машиноместа 625 объявлений
- Продажа офисы, нежилые помещения 2032 объявления
- Продажа магазины, торговые помещения 1724 объявления
- Продажа рестораны, бары, кафе 152 объявления
- Продажа склады, производства 1024 объявления
- Продажа бизнес, сфера услуг 787 объявлений
- Аренда офиса, помещений 2279 объявлений
- Аренда магазины, торговые помещения 1840 объявлений
- Аренда рестораны, бары, кафе 126 объявлений
- Аренда склады, производства 667 объявлений
- Аренда сфера услуг, игровой бизнес 385 объявлений
- Аренда гаража, машиномест 48 объявлений